Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Главная страница сайта congress2013

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

 

Секция “ Социальная философия ”

 

Метафизические предпосылки кризисности многонационального социума.

 

Кучуков Магомед Мусаевич

 д.ф.н., профессор. Нальчик, Россия.

kuchukovm@mail.ru

 

 

 

 

 

К рубежу веков и тысячелетий планетарный социум подошел с ощущением кризисности эпохи, с сознанием нарастающей хаотизации жизни. Происходящие трансформации, социально-онтологические основы человеческого существования стали предметом анализа и интерпретации. З. Бауман определил эпоху как « текучую современность» и выделил ведущую черту в «ненаправленности перемен». Ж. Бодрийяр обосновывает идею конца социального, «самой концепции социального». У. Бек создал концепцию современного социума как «общества риска». Риск определяется не как некая случайность, побочный продукт, а как результат процессов модернизации вызывающих неконтролируемые угрозы и опасности, при этом они производятся во всех сферах жизни социума и не знают государственных и иных границ. Более адекватной является характеристика современного социума как общества «перманентной кризисности». Кризис социума это нарушение парадигмальности функционирования и развития социального организма и как отдельной государственно организованной самодеятельной общности людей, и как планетарного сообщества. Кризисные состояния возникают в любой из сфер общественной жизни, но при этом нарушают принятый код существования социума. Наиболее опасными и катастрофичными по своим последствиям стали кризисы, возникающие из противоречий во внутригосударственных межнациональных отношениях. Современный мир полон конфликтами и войнами, где в роли субъектов выступают национально-этнические общности или же этнические диаспоры, возникшие в результате интенсивных миграции. Характерными являются процессы, происходящие в субъектах России, расположенных на территории Северного Кавказа с начала 90-х годов.

Основной тезис работы в идее существования предпосылок межнациональных коллизий вне сферы национально-этнических отношений, в самой социумной жизни. Такие предпосылки заложены в мире идеального, сознания и образов, составляющих необходимую субстанцию в существовании социума. Идеальное (духовное, мысль, сознание) социума по своей природе является реальностью, возникающей в человеческом сознании и существующей в разных формах (идеи и теории, воля и чувства, представления и мифы и др.). В своей роли и выполняемым функциям мир идеального является предпосылкой и необходимым условием всех реальных социальных процессов, осуществления субъектной деятельности. Определяющими при этом являются идеи, раскрывающие смысл личностного и социумного бытия. Эти идеи живут относительно самостоятельной жизнью, воспринимаемые каждым поколением как данность, имеющую метафизическую природу и ценность. Они ориентируют человеческое мышление, структурируют индивидуальное и общественное сознание и связывают её с поведением и деятельностью. Метафизические идеи воспринимаются человеком как объективные качества бытия, придающие смысл жизни и деятельности человека. В многонациональном социуме (имеется в виду страны, где в едином социополитическом организме пребывали два и более народа) кризисы в отношениях между народами или же в отношениях той или иной общности с государством имеют и исторические корни и конкретные экономические, политические и иные причины. Но существуют и метафизические предпосылки, изначально провоцирующие конфликтность и кризисность этой сферы существования социума. Предварительно необходимо отметить, что межнациональные конфликты и войны, где участниками являются народы, существующие в рамках единого социального и политического пространства, являются феноменом 19, а более всего 20 века. В предшествующие эпохи субъектами противоречий и войн выступали монархи и монархии разной формы, цивилизации и империи, феодалы и общины, фамилии и рода. В межнациональных же войнах субъектами отношении являются национальные общности со своим самосознанием, с пониманием своих интересов. Такие конфликты являются феноменом, присущим индустриальному обществу и остальным цивилизациям с освоением образа жизни, способов организации социально-политической системы, свойственной западной цивилизации. Метафизическими же предпосылками национально-этнической кризисности являются идеи Свободы, Равенства и Справедливости, ставшие ценностями, определяющими существование современной цивилизации. В философии древних цивилизации (древнегреческой, древнеиндийской и древнекитайской) феномены свободы, равенства и справедливости почитаются как выражение мировой гармонии, космической упорядоченности. Лишь в 18 веке, с формированием социально-философских концепции, возникает понимание социумной природы свободы, равенства и справедливости, конкретно-исторического содержания. В эпоху Просвещения понятия наполняются смыслом, ставшим их содержанием в последующие эпохи. В свободе, равенстве и справедливости стали видеть основу нравственности человека. В самосознание человека они входят, отражая личностную природу человека, его существование в целенаправленной и рационально обоснованной форме. Социальная философия XVIII века с новым видением социума как результата человеческой деятельности и человека как творца соцуумной жизни стала одной из основ Французской революции и становления современных форм социумной жизни. В фундаменте новой социальной общности как необходимый элемент оказались и идеи свободы, равноправия и справедливости. Эти понятия нашли конкретное определение в Декларации независимости принятой в Северной Америке, а также принятой Великой французской революцией (1789г)Декларации прав человека и гражданина. По настоящее время идет процесс ограничения, т.е. определения основных параметров реализации этих принципов в жизни социума, регулировании положения личности в обществе. Реализация концепции демократии, с идеями свободы, равенства и справедливости, на межличностном уровне приняты как нормы бытия, регулирующие общественную жизнь и они стали важнейшим завоеванием в развитии рациональности в существовании социума. Но принятые как способы регуляции сосуществования человека с себе подобными на индивидном уровне они не получили развития в ограничении своего содержания для создания форм сосуществования социальных образований, в том числе и этносов. Можно утверждать о незавершенности становления новой социальности, не создавшей механизмы реализации принципов справедливости, равенства и свободы в надиндивидном уровне. Их превращение в идеальные феномены стимулирующие конфликтность и в итоге кризисность социума является следствием усилий распространить абстрактный идеал межличностных отношений на сосуществование и отношения надличностных образований, в том числе и национально-этнических общностей. Причина такой странности, когда явления, как бы внутренне присущие человеку, определявшие его сущность становятся основой противоречии и конфликтов, в том, что они возникают как всеобщие принципы бытия разумного и нравственного человека, а стали служит руководством к действию при решении локальных и конкретных проблем. Как проблема бытия они существуют в единой связке, определяя предельные или же конечные ценности, на основе которых должна быть, организована общественная жизнь. В то же время, по существу, они противоречат друг другу, превращаясь в мифы, химеры, как неосуществимые и необоснованные в конечном своем содержании идеи или же идеалы общественного обустройства. Стремление к реализации этих идеалов, принципов существует как важнейший социальный мотив, толкающий социум к самосовершенствованию. Попытки же реализовать эти принципы на уровне отношении национально-этнических общностей приводят к непреодолимым противоречиям. Становление нравственного сознания человека происходило с приобретением чувства стыда, совести, долга и ответственности. Одновременно с этим пришло понимание необходимости нравственности и в общественной жизни. Формирование понятий справедливости, свободы и равенства и было отражением этих процессов. Они стали частью общественной жизни, проникли во все сферы и формы человеческой деятельности. И в то же время, в каждом случае, свое понимание свободы, справедливости и равенства, вызывающие противостояния и борьбу. Признание невозможным определения всеобщей формулы этой триады стало аксиомой. В то же время не вызывает сомнения необходимость выработки некоего принципа или же идеи, позволяющей преодолевать или же минимизировать такие коллизии. В совокупности формула справедливости, свободы и равенства представляет собой требование достижения консенсуса в общественной жизни.

В конфликтах, возникающих в отношениях между народами на первый план, как правило, выходит одна из проблем свободы, справедливости или же равенства. Так свобода в отношении национально-этнических образований была определена в формуле «Право нации на самоопределение». Впервые такое понимание свободы народов было высказано в конце ХIХ века. Как правовая норма и основное условие существования народов была провозглашена в ходе Октябрьской революции. Этот же принцип поддержал президент Соединенных Штатов Вудро Вильсон. Но силу нормы международного права он получил в резолюции 1514 Генеральной Ассамблеи ООН в 1960 году. Но такое понимание свободы было крайне односторонним и она нарушало права других сосуществующих народов т.е. нарушало равенство и справедливость. Попытки прямой реализации этого принципа привело к многочисленным столкновениям и войнам. Феномен справедливости выражает обобщенную нравственную оценку явлений, в том числе и национальной жизни, с точки зрения их соответствия моральным ценностям, нормам и представлениям о должном порядке в человеческом общежитии. В то же время представления о справедливости в различных этнических группах имеют как общие элементы, свойственные представителям всех типов культур, так и специфические, обусловленные особенностями условий жизнедеятельности групп как этнокультурных образований. Требование справедливости и реализация этого принципа это ограничение, определение меры, форм и сфер проявления свободы и равенства. Обращение к идее справедливости это одновременно и признание возможности соглашения, разделения прав и ответственности. Логика движения к справедливости предполагает наличие или же создание некой общей платформы, признания третейского суда, независимого арбитра. Признание того или иного деяния проявлением справедливости в решении существующей проблемы является одновременно признанием совершившегося консенсуса. Представления о справедливости являются одним из основных регуляторов группового и межгруппового взаимодействия и они должны лежать в многонациональном государстве в основе национальной политики. Несоответствие национальной политики традиционным представлениям о справедливости и приводит к межнациональной напряженности и конфликтам. Феномен справедливости выражает обобщенную нравственную оценку явлений, в том числе и национальной жизни, с точки зрения их соответствия моральным ценностям, нормам и представлениям о должном порядке в человеческом общежитии. В России без обращения к идее справедливости в контексте реальной истории отношений народов и существующих проблем невозможно регулирование межнациональных отношении. Приоритетной при этом является возвращение государства с государственными законами в сферу межнациональных отношении. В начале 90-х годов произошел отказ как от понятия нации, так и от национальной политики и одновременно от законности в этой сфере общественной жизни. Без принятия на себя роли арбитра государством, который вырабатывает законы сосуществования народов, сфера межнациональных отношении будет источником угрозы для целостности страны. В национальных республиках проблема со свободой, за некоторым исключением, решена в рамках формулы существования России как единой для всех народов Родины и Отечества. В границах этой формулы вопросы свободы регулируются в рамках существующих законов о развитии различных сфер общественной жизни. Основные нерешенные проблемы существуют на основе реализации идеи равенства. Большинство конфликтов замешано на территориальных противоречиях. В этом случае, роль государства заключается в определении некой точки невозврата, справедливой для большинства народов, в решении территориальных проблем. Таковыми могут быть периоды, когда фиксировались национально-этнические границы: а. это период образования советской государственности, где были детально обозначены границы республик, областей и округов; б.перед отечественной войной, до репрессий, когда в отношении ряда народов были нарушены территориальные права народов; в. сложившиеся на момент распада СССР границы. Принятие той или иной даты на основе обоснования справедливости для большинства народов может быть основой общественного договора и преодоления межнациональных проблем. Такое ограничение на законодательном уровне свободы и равенства одно из возможных решении сложившихся проблем. Причины конфликтов, формирование межнациональной напряженности, часто, осознаются как результат нарушения принципа справедливости по отношению к народам государства. Как правило, они имеют исторические корни, но стереотип сложившегося отношения существует как фактор современной жизни. Сознание несправедливости в сложившемся положении народа возникает из-за нарушения законности, разного подхода к разным народам при решении проблем в политической, социально-экономической, духовной сферах общественной жизни. Мотив восстановления справедливости является одним из основных детерминант человеческой активности. Государство, его сила и бессилие играет в этих проблемах решающую роль.