Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Главная страница сайта congress2013

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

 

Секция “Философия образования”

 

Диалектика интернационального и национального в философии образования

(на примере России)

 

В.В. Павловский д.ф.н. профессор (Россия)

 Красноярскийгосударственный аграрный университет

ksa70@bk.ru

 

 

 

 

Абстракт

Современная философия образования (СФО) сочетает в себе два аспекта: интернациональный и национальный. Первый отражает общемировые процессы: особенности взаимодействия современной цивилизации и национальных систем образования, роль общественно-экономических формаций в развитии исследуемой сферы, влияние глобализации, геополитических факторов, модернизации, Болонского процесса, новой парадигмы образования и многое другое.

Российская СФО переживает период качественного и неоднозначного обновления. Это связано с осмыслением проблем реализации Национальной доктрины образования, реформирования всей системы, внедрения постнеклассической модели образования и воспитания, вхождения в Болонский процесс, борьбы за сохранение многонациональной культуры и самобытности, рефлексией по поводу формирования гражданственности, духовности, нравственности, профессионализма у молодого поколения и многое другое.

Интернациональная и национальные СФО, в частности, российская философия образования представляют собой диалектическое целое, в котором определяющим является общее, интернациональное, а определяемым – особенное и единичное, или национальное. Глобальные и национальные процессы в сфере образования свидетельствуют, что стремительно возрастает роль образования в современном социуме и его влияние на все области жизнедеятельности людей. Феномен образования стал мощным глобальным фактором экономического, политического, научно-технического, социального и культурного развития государств и народов. Прогресс философии образования в мире и, в частности, в России безусловно будет способствовать успешному развитию этой важнейшей сферы жизни общества.

 

Ключевые слова: интернациональная философия образования, национальная философия образования, диалектика общего и особенного, Национальная доктрина образования, некоторые основные компоненты российской философии образования.

 

 

 

 

Под современной философией образования (СФО) автор понимает философию образования и воспитания, два взаимосвязанных процесса, которые не существуют друг без друга. СФО сочетает в себе два аспекта: международный и национальный. Первый исследует общемировые процессы в сфере образования: особенности взаимодействия современной цивилизации и образования, роль общественно-экономических формаций в развитии данной сферы, влияние на неё глобализации, модернизации, институтов демократии, геополитических факторов, Интернета, Болонского процесса, диалога и противоречий Запада и Востока, новой парадигмы образования, дистанционного обучения, образования на протяжении всей жизни, преодоления неграмотности в ряде стран, воздействие религии на образование, место и роль преподавателей и учащихся в образовательной системе и обществе, проблемы социализации личности в эпоху разрушения человеческого в человеке и другое.

В свою очередь, международная СФО возможна только на основе национальных философий образования, с учетом их особенностей, без которых она станет вневременной и внетерриториальной, директивно абстрактной и бесполезной.

Если обратиться к российской СФО, то следует отметить, что она пережила период своего качественного и крайне противоречивого обновления. Это связано с реализацией Национальной доктрины образования, её стратегии и тактики, реформированием всей системы обучения, разрушением многонациональной культуры, с одной стороны, и внедрением постнеклассической модели образования, информатизации образования, вхождением в Болонский процесс, соперничеством традиций и инноваций , противоречий между наукой и образованием, перманентными изменениями государственных стандартов и компетенций, вопросов гуманитаризации и сегментизации профессионального образования, необходимости всеобщего массового образования и индивидуального подхода, сосуществования светской и религиозной компетенций обучения, образовательной миграции из России и в Россию, проблем формирования гражданственности, духовности, нравственности, профессионализма у молодого поколения и многое другое.

Диалектикой взаимодействия первой и второй форм СФО является то, что существует необходимая и существенная связь между ними, единство и борьба противоположностей, неизбежное развитие. Интернациональная СФО выступает в качестве общего, а российская СФО – как особенное. Общее объединяет существование и развитие всех особенных и единичных СФО, имплицирует общие закономерности и тенденции прогрессивных и регрессивных изменений в исследуемой сфере. Системы образования в различных государствах и их общее теоретическое и методологическое оформление создали уникальный феномен, который может быть определен как интернациональная СФО, а ее рефлексия, интерпретация – как метафилософия образования. Анализ ее основных категорий, понятий, идей, закономерностей, идеальных объектов, схем и моделей, методов исследования и результаты практической реализации приобретают всё возрастающее значение в современном мире. Глобальные процессы в сфере образования и воспитания, их философская рефлексия оказывают несомненное влияние на российскую полинациональную СФО.

Рассмотрим некоторые основные компоненты российской системы образования и воспитания и их отражение в полинациональной СФО.

Крайне противоречивые процессы глобализации, в которых пока что главными акторами выступают западные государства, оказывают разновекторное воздействие на российскую сферу образования. После августа 1991 года в условиях либеральной, рыночной экономико-политической и социальной системы сфера образования в стране была качественно и количественно перестроена по западным стандартам и присоединена к Болонскому процессу. Она не соответствует интересам подавляющего большинства населения, имеет существенные недостатки. В работах ряда российских философов образования анализируются возникшие проблемы, вносятся предложения узаконить бесплатность общего среднего и высшего профессионального образования, демократизировать систему образования и управления ею, обеспечить основные свободы человека и другое.

Особое внимание уделяется философами вопросам разработки современной идеологии российского образования, гражданской, профессиональной, культурной, нравственной подготовке новых поколений к жизни в быстро изменяющемся мире. Эта идеология, по их мнению, должна учитывать противоречивые интересы различных классов и социальных групп, способствовать действительному общественному прогрессу всего общества, а не его отдельных привилегированных групп, делать всё необходимое для сохранения национальной независимости, развития многонациональной культуры, обеспечивать достойное финансирование образовательной сферы в соответствии с вызовами эпохи, требованиями модернизации, а также современной научно-технической и, в частности, информационной революций.

Ряд философов подчеркивают, что российская государственная политика в области образования – в сравнении с развитыми странами – является крайне противоречивой и малоэффективной.

Основными субъектами образовательно-воспитательного процесса в общей средней и высшей профессиональной школе были и остаются учителя в школах и профессора, доценты и преподаватели в училищах, техникумах, колледжах и вузах. Именно их гражданские, профессиональные, культурные, нравственные качества, а также уровень кадрового, финансового, материально-технического и социального обеспечения со стороны государства и общества, роль семьи в процессах социализации определяют качество образования и подготовки молодого поколения к жизни в современном обществе. Философы образования в России постоянно исследуют эти вопросы, а также проблемы, с которыми сталкиваются учителя и педагоги, воспитатели и родители, семьи учащихся. Так, сокращение численности учителей средних школ, особенно в сельской местности, значительное отставание оплаты труда педагогов от среднестатистической оплаты труда в промышленности, отсутствие во многих регионах самых необходимых социальных льгот и гарантий для преподавателей уже привело к непоправимым негативным последствиям. Снизилось качество образования, ухудшилась подготовка кадров по существу во всех отраслях экономики, в том числе в управлении, крайне медленно снижаются преступность, различные злоупотребления, велико количество дорожно-транспортных происшествий с самыми тяжелыми последствиями и так далее.

Качество образования молодежи ныне во многом зависит также от оптимального развития информационной и телекоммуникационной материально-технической базы и технологий. В России последнее десятилетие немало сделано в этом отношении, однако отставание при сравнении с развитыми странами остается значительным. Вместе с тем учебный процесс в школах и высших учебных заведениях все больше насыщается электроникой, во многих заведениях созданы электронные информотеки. В свою очередь, информационная революция, проникая во все уголки огромной страны, нуждается в интенсивной подготовке учителей и ИТ-специалистов электронных образовательных ресурсов.

Современная глобальная революция образования захватила и Россию. Образование по своей сути тесно связано с наукой, техникой и технологиями, которые , в свою очередь, переживают интенсивное развитие. Революционные и эволюционные процессы происходят, в частности, в нано-, био-, информационных отраслях, в когнитивных науках, которые на Западе определяются как NBIC-конвергенции. К ним присоединяются социо-гуманитарные конвергенции. Влияние этих конвергенций, кардинальные достижения в освоении космоса, естественных науках, ряде других областей техники и социальной сферы ведут к качественным изменениям всей классической парадигмы образования. России сегодня нужны специалисты и работники принципиально нового, более высокого, чем раньше, уровня гражданственности, профессиональной подготовки, культуры и нравственности.

Учебные программы, федеральные образовательные государственные стандарты дисциплин пересматриваются каждые несколько лет или ежегодно, обновляется медиаобразование, внедряются современные средства массовой коммуникации и другое. Однако реформирование образования, как свидетельствуют факты развития экономики, политики, социальной сферы, культуры в стране, не дает ощутимых положительных результатов. Интенсивно нарастает бюрократизация в системе образования и воспитания.

В работах многих отечественных философов глубоко исследуются вопросы взаимодействия семьи и школы. В настоящее время в России в семейных отношениях происходят весьма противоречивые процессы: велико количество разводов, в абсолютных и относительных цифрах увеличивается число семей с одним родителем, в стране никогда не было такого количества «отказных» и брошенных детей.

Проблема формирования реальной всесторонне развитой гуманной и свободной личности как массового явления была поставлена в нашей стране еще в XX веке. В этом мы видим основную цель интернационального и национального образования и воспитания прежде всего подрастающих поколений в XXI столетии. Какова будет роль российской системы образования и воспитания и отечественной философии образования в этом основополагающем историческом процессе, покажут уже ближайшие десятилетия.

В современной системе высшего профессионального образования в России очень важная роль отведена компетентностному подходу – общекультурным и профессиональным компетенциям. На наш взгляд, этот подход имеет сугубо прагматическое основание, он является односторонним, утилитарным пониманием места и роли образования и воспитания подрастающих поколений в современном мире. Этот подход далек от цели формирования не частичного, ограниченного несколькими компетенциями, а целостного человека, гражданина, гуманиста, патриота, интернационалиста, специалиста, личности, владеющей основами отечественной и мировой культуры, семьянина.

Несмотря на светский характер российского государства, закрепленный в Конституции, религиозные конфессии активно внедряются в школы и учебные заведения, участвуют в образовании и воспитании детей и молодежи.

Подведем итоги. Глобальные процессы в сфере образования свидетельствуют, что стремительно возрастает роль образования и его влияние на все области жизнедеятельности современных государств и обществ. Углубляется разрыв между развитыми, богатыми и развивающимися, бедными странами в исследуемой сфере. Россия, имея в прошлом столетии выдающиеся достижения в области ликвидации безграмотности и создании одной из самых передовых в мире систем общего среднего и высшего образования, ныне во многом утратила эти позиции. Она нуждается сегодня в действительно новой национальной парадигме образования и воспитания подрастающих поколений и в ее практической реализации, – иначе ее ждут большие проблемы в условиях жесткой борьбы за малоосвоенные территории, за природные ресурсы, пресную воду и так далее. В мире конкуренции и рыночных отношений слабых и отстающих бьют и отправляют в аутсайдеры. В России сохраняется недопустимо большой разрыв между несколькими процентами самых богатых и массами остального населения. Противоречия между интересами исполнительной, законодательной и судебной власти, с одной стороны, и интересами учителей, преподавателей, ученых, философов, огромного большинства родителей, учеников и студентов, с другой стороны, являются достаточно острыми. Национальная система образования не решает оптимально те исторические задачи, которые стоят перед российским обществом в сложнейшем и крайне взрывоопасном XXI веке. Что касается всестороннего и гармонического развития каждого человека, то такая высокая цель вообще не ставится либеральной концепцией образования. В повестке дня сугубо прагматические задачи – перевести систему образования в систему образовательных услуг в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации». Бесплатное образование по новому закону уже никому не гарантируется.

Национальные системы образования представляют собой сложный и противоречивый геополитический фактор, мощный стратегический ресурс, который во многом определяет уровень экономического, политического, военного, народонаселенческого, социального и культурного развития государства и общества, их настоящее и будущее.