Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Главная страница сайта congress2013

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

 

Сазонов В. Н.

vlasazonov@mail.ru

ДУХОВНО-ЭВРИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БЫТИЯ – МЕТАФИЗИКА ДУХА (МЕТАФИЗИКА ДУХОВНОЙ ПРИРОДЫ МИРОЗДАНИЯ)

 

 

 

 

1.Вступление: трактовка бытия как фактор онтологических решений

 

Единство мира – необходимое условие понимания его человеком, формирования им ценностной модели поведения, осознания смысла жизни. Идея единства мира лежит в основе метафизических учений [13] и мировых религий. Однако, в силу множества обстоятельств, а также недоступности решения практических задач на основе монистической парадигмы, в новое и новейшее время победило мировоззрение, квинтэссенцию которого составляет диалектико-картезианская методология [2, с.469, 10]. В соответствии с ней внешнее воздействие на объекты природы (ОП), борьба противоположностей в них являются движущей силой изменений в мире, его эволюции. При этом любой ОП рассматривается как целостность, параметры которой определяются составляющими его элементами и не содержат внутренних предпосылок для развития. В основе декларируемых причинно-следственных связей, обуславливающих явления в природном мире, лежат механистические принципы причинности [2, с.635]: реактивность, каузальность и редуктивность. Представление о Мироздании в методологии сведено к видимой Вселенной, бытие Ее – к совокупности бытия ОП.

Есть основания утверждать, что потенциал указанных представлений о бытии исчерпан: все труднее в их рамках находить причины наблюдаемых явлений. В основанной на них научной картине мира накопилось множество неразрешимых проблем мировоззренческого характера. Например: как произошла Вселенная? Что движет Ею в целом и ОП? В чем смысл жизни человека? В чем состоит прогресс человечества? Как разрешить парадокс развития в природе? Выход из онтологического тупика видится в преодолении гносеологического разрыва в познании Вселенной, обусловленного абсолютизацией ее вещественной природы, а также в отказе от механистической трактовки причины явлений.

Возврат к идее единства мира становится все более востребованным. Растет осознание того, что явления природы следует объяснять в единстве, а их законы – как следствие функционирования глобальной математической системы. Целостность мира обеспечивается и может быть объяснена только внутренней потребностью ОП к саморазвитию путем самоорганизации. Такой процесс должен быть непрерывен, самодостаточен, происходить по единому закону как креативное (духовное) поведения ОП, обусловленное их духовной природой.

Целостность ОП определяется отношением с объектами среды, что согласуется с выводами теоремы Геделя о неполноте непротиворечивой теории [2, с.215]. Развитие указанных положений привело к представлению о Мироздании, выходящем за пределы вещественного, видимого Мира.

 

2. Комбинаторика духовно-эвристической концепции Бытия [6,11]

 

Структура Мироздания, соответствующая изложенным представлениям, изображена на рис.1. Ее Реальности – результат самоорганизацию возникающих в них первичных сущностей имеющих радикально различные формы материальности. Реальности Мироздания системно-связанных между собой. Нашей Вселенной (Физической Реальности), имеющей духовно-вещественную форму материальности, предшествует Трансфизическая Реальность, возникающая в результате саморазвития Трансфинитной Реальности. Вселенная изначально содержит в себе предпосылки создания последующей, Метафизической Реальности. Каждая Реальность это беспредельная совокупность сущностей, имеющих духовно-корпускулярную природу.

 

Сазонов рис1.jpg

Рис. 1 Последовательность становления (слева направо) Реальностей Мироздания. ИМ, ДМ — идеальный, духовный миры соответственно, ДСт – духовная структура

 

Бытие каждой Реальности осуществляется в интересах создания последующей Реальности, то есть оно ценностно, иерархично, состоит в самоорганизации (синтезе) исходных для нее сущностей в сущности последующей Реальности.

Основанная на указанных положениях, духовно-эвристическая концепция Бытия [6,11,12] постулирует беспредельную делимость материальных форм. Аксиоматика этого положения концепции означает, что размер сущности бесконечно мал при мысленном приближении к истокам Мироздания. ПДС Трансфизической Реальности возникает в результате синтеза бесконечного множества первичных сущностей Трансфинитной Реальности. Синтез же ПДС в Трансфизической Реальности завершается возникновением первичных духовно-вещественных образований (ПДВО), обретением сущностями атрибутивных свойств: их размеры в результате синтеза превысили фундаментальную длину [1]. Синтез ПДВО в Физической Реальности сопровождается возникновением духовно-вещественных образований (ДВО) от элементарных частиц до объектов минерального, растительного, животного миров и человека. Саморазвитие человека (самосознающего ДВО Вселенной) должно завершиться возникновением духовных структур – элементов субстрата последующей, Метафизической Реальности [10].

Представление пространства совокупностью бесконечного множества сущностей, имеющих бесконечно малые размеры, означает наделение его беспредельной глубиной – четырехмерием. В точке пересечения декартовых осей берет начало четвертая ось, координаты которой характеризуют степень реализации потенциала становления ОП в природно-историческом процессе самоорганизации Мироздания [11, с.129]. То есть бытие Реальностей по концепции – это процесс саморазвития сущностей, представляемый как самоорганизация единичностей в особенное в интересах всеобщего. Идея всеобщего по концепции заложена в первичных сущностях Трансфинитной Реальности и реализуется в беспредельном эволюционном процессе.

 

3. Духовно-системная методология (ДСМ) как содержательная модель становления Мироздания

 

В методологии, как учении о структуре, организации, методах и средствах деятельности, предполагается, что последнее осуществляется субъектами. Например, в методологии науки ими являются ученые, в общей методологии – учении о преобразовании природы, общества, человека – общественные, государственные, наднациональные структуры [2, с 634].

Представление бытия Мироздания как ценностно-ориентированной самоорганизации ОП означает придание ОП роли субъектов, осуществляющих генезис Мироздания в соответствии с ДСМ. При этом свойства ОП, параметры их индивидуализации рассматриваются в контексте межиндивидуальных отношений (как целое с целым). Только в таких отношениях актуализируются потенции ОП к саморазвитию путем самоорганизации.

В предрасположенности ОП к взаимодействию с объектами среды суть ДСМ. В соответствии с ней поведение ОП определяют три принципа причинности: внутренняя активность, стремление к саморазвитию и иерархичность. Они названы духовно-системными [11,с.8], так как мотивированы духовно и реализуются в рамках межсистемных отношений: субсистема — система - метасистема. Системность по ДСМ определяет не только «структуру» явления, но и его движущую силу: стремление внешнее сделать внутренним. Это позволяет представить бытие Мироздания целостным духовно-творческим процессом, которое может охватить только мышление и только в нем реализуемым. В этом по ДСМ тождественность бытия и мышления. Поиск субъекта такого мышления — одна из задач, решаемая в настоящей работе.

Согласуясь с метафизическим принципом единственности первоосновы, первопричины и закона становления, духовно-эвристической концепции бытия и ее ДСМ основаны на представлении Мироздания как гиперсистемы самоорганизующихся духовных сущностей, принимающих различные формы материальности. При этом ДСМ, как учение о структуре и формах бытия ОП онтологична, так как выявляет функции ОП на всех уровнях Реальностей Мироздания.

Классификация ОП, происходит в соответствии свойственных им духовно-системных принципов самоорганизации. Так дифференциация ПДС (ОП Трансфизической Реальности) по классам представляется ДСМ интеллектуальным процессом состоящем в поиске путей их беспредельного саморазвития. Он подобен процессам, происходящих в компьютерах, например, при решении задач саморегулирования технологических систем. Отличие состоит в том, что интеллектуальный процесс между классами ПДС совершается не по программе создаваемой человеком, а в силу их внутренней потенции к саморазвитию путем самоорганизации. В связи с этим ДСМ рассматривает совокупность самоорганизующихся классов ПДС Трансфизической Реальности как мыслящую, духовную субстанцию – ДМ, рис1. В творческом (интеллектуальном) процессе она моделирует генезис Вселенной, создавая для каждого его момента идеальное решение – ИМ, рис.1. Такой процесс можно уподобить самоорганизации достаточно большой массы людей, оказавшейся без внешнего управления.

В соответствии с ДСМ внутри отдельных классов духовной субстанции (ДМ) между ПДС возникают системные связи, ведущие к образования новых целостностей, включая качественно новые формы материальности. Их возникновение обусловливает возникновение ДВО, как активных сущностей, ищущих связи с другими целостностями для удовлетворения своей потребности в саморазвитии путем самоорганизации. Любой ОП, как воплощение духовной сущности, независимо от этапа своего саморазвития в глобальном эволюционном процессе, выбирает из среды родственный, совместимый с ней ОП (сущность), взаимодействует с ним, создавая (синтезируя) новый, более сложный ОП , как это показано на рис. 2. Кружками средней и малой величины обозначены совместимые друг с другом объекты среды, квадратиками – несовместимые с ними. Кружки, входящие в средний круг создают системы из субсистем, а из систем возникают метасистемы (большой круг). При этом совместимость ОП означает, что возможность взаимодействия между ними согласована на всех уровнях.

 

Сазонов рис2.jpg

Рис. 2 Схема самоорганизации (синтеза) ОП (их сущностей) в процессе становления Мироздания

 

В соответствии с ДСМ непрерывный, творческий процесс самоорганизации происходит между совместимыми ОП по единому механизму во всех Реальностях, как имеющих духовную природу [8,9] и ориентированных на реализацию ценностного, иерархически структурированного саморазвития ОП.

 

4. Становление Вселенной как духовно-системная самоорганизация ДВО

 

Ретроспективный взгляд на становление (эволюцию) Вселенной позволяет указать три его основные черты: синтропийность, энергетическая незатухаемость и целевая (ценностная) направленность. Эти черты эволюции находятся в противоречии с логикой современного естествознания, следствием которой и является известный парадокс развития в философии. Между тем представленные черты эволюции объяснимы с позиций ДСМ. В соответствии с ней [10,12] глобальная эволюция Вселенной на микроскопическом уровне это последовательная, ценностно-ориентированная самоорганизация энергетически самодостаточных ДВО. Она имеет множество этапов, включая образование «элементарных» частиц, атомов, молекул, клеток растительного и животного миров и так далее [11 с.115].

На макроскопическом уровне самоорганизация (генезис) эволюционно новых ДВО происходит при сочетании трех условий: выделение среды, в которой возможен эволюционный акт с образованием ДВО нового типа (вида); создание условий межсистемного взаимодействия между субъект-объектами среды (как целое с целым) в направлении, соответствующем ценностным установкам эволюции; наличие внутренней мотивации (воли) ДВО к такой самоорганизации.

Первое условие генезиса обеспечивается вхождением совокупности ДВО, как элементов среды, в неустойчивое состояние, вследствие либо происходящих в среде необратимых процессов первого типа (диффузия, теплопроводность), либо воздействия внешних сил (катаклизма). Второе условие осуществимости эволюционного акта состоит в создании условий совместимости участвующих в нем ДВО по совокупности атрибутивных свойств. При этом образование ДВО нового типа (вида) в минеральном, растительном, животном мирах становится эволюционным актом, а не случайным событием, если происходит в интересах их будущего саморазвития, то есть с учетом принципа иерархичности [7]. Возможность такого вполне определенного направления процесса обусловлена моделированием его на духовно-энергетическом уровне Вселенной, в Трансфизической Реальности, поскольку духовные сущности ДВО остаются элементами Ее Духовного мира. Внутренняя мотивация ДВО к взаимодействию (третье условие генезиса) подобна стремлению к аттрактору при синергетической трактовке самоорганизации как необратимого процесса [2, с.930]. Образование новых духовно-вещественных форм можно уподобить возникновению более высоких в качественном отношении энергий, как это происходит, например, в электрогенераторе: возникновение электрической энергии с использованием механической или тепловой.

Универсальность, адекватность предложенной схемы эволюционного акта иллюстрирует трактовка процесса фотосинтеза с использованием ДСМ. Область макроскопического взаимодействия воды и углекислого газа с образованием углеводов (выделенная среда) определяется объемом растения, облучаемого солнечным светом (область катаклизма, неравновесного состояния среды). Процесс фотосинтеза инициируется энергией, возникающей в хлорофилле. Эта энергия обеспечивает соблюдение второго условия фотосинтеза – атрибутивной совместимости. Причина же фотосинтеза состоит во внутреннем стремлении молекул воды и углекислого газа к саморазвитию с образованием более сложного соединения — углевода. Участие Духовного мира в таком процессе обеспечивает ему энергетическую незатухаемость и ценностную ориентацию на беспредельное саморазвитие участвующих элементов.

 

5. Самоорганизация активных чисел как математическая модель становления Вселенной

 

Создание математической модели завершает процесс познания явления действительности. Представление его в виде закона – это переход от содержательного описания явления к символическому. При этом любой закон естествознания определяет последствия воздействия внешней силы на ОП, участвующий в рассматриваемом явлении.

Символы в нем обозначают свойства ОП, позволяющие им реагировать на воздействие внешней силы, а также сами силы, трактуемые как причина явления. Например, V – объем в законе Архимеда, q – заряд в законе Кулона, m – масса в законах Ньютона, σ – электропроводность в законе Ома. Однако такой подход не позволяет придти к математическому описанию становления Вселенной в целом как единого процесса. Нельзя с этой целью интегрировать известные законы, так как каждый ОП в них проявляет себя одним из совокупности его качеств, а причины явлений одним из множества существующих в природе сил.

Представленная ранее содержательная модель Мироздания позволяет перейти от дифференциального описания ОП и происходящих с ними явлений к интегральному, предельно универсальному. В качестве его языка использован наиболее абстрактный – число и математические операции с числами. Возможность такого подхода обусловлена ДСМ, ее представлением ОП совокупностью бесконечного числа системно-организованных сущностей. Это положение концепции и ее ДСМ позволяет применить основное положение теории множеств для представления ОП множеством: «всякое соединение определенных и различных объектов в нашем восприятии или мысли, может быть представлен множеством (М) его элементов» [3, с.69] . В соответствии с концепцией множество М беспредельно:

ОП = М = а1 + а2 + а3 + а4 + … + ап ...

 

Правомерность такого подхода следует также из наблюдаемой в аналитической практике обратимости качеств отдельных химических элементов при образовании с их участием более сложных ОП и последующем разделении. Элементы множества а1, а2, а3, а4, …..ап … возникают при реальном или мысленном делении ОП и являются его подмножествами. Бесконечное множество М и его подмножества «вполне упорядоченные», то есть актуальные, так как все ОП по концепции возникают в результате их системной самоорганизации.

Подмножество «ап …» принято в модели актуально-бесконечно малым [5], имеющим счетную мощность натурального ряда. Соответствующее ему трансфинитное число ω отображает ПДС содержательной модели Мироздания. Основанием правомерности такого утверждения служит теорема Кантора [3, с.43]: любое актуально бесконечное множество содержит подмножество с кардинальным числом счетного множества мощностью алеф ноль. При этом любой ОП, независимо от эволюционной стадии его образования, может быть отображен актуально-бесконечным множеством и соответствующим ему трансфинитным числом. Такие числа активны, так как они отображают активные ОП. В результате концепция и ее ДСМ позволяют придти к математической интерпретации любых ОП Вселенной, а исходное состояние Ее континуума (К) определить как беспредельную совокупность ПДС, отображаемую бесконечным множеством ординалов счетного множества М:

 

К = М = ω 1 + ω 2 + ω 3 + … ω n ...

 

Мощность континуума Вселенной, его кардинальное число определяется по теории множеств мощностью действительных чисел алеф один, имеющим значение 2 в степени алеф ноль. Кажущееся противоречие между естественным и наиболее распространенным представлением континуума сплошной средой и его корпускулярностью по концепции разрешается в модели беспредельным приближением к нулю числа ω.

Интерпретация трансфинитного числа как отображение материальных форм от ПДС до любых ДВО, возникающих в эволюционном процессе во Вселенной, означает переход от диалектической трактовки числа, как результата математической рефлексии с натуральным рядом, к метафизической трактовке – как символу конкретных материальных образований. При диалектическом подходе число является объектом произвольных действий, а основанная на нем математика – продуктом спекулятивных операций. При метафизическом подходе число – это символ системного по своей структуре ДВО. Противопоставление диалектической и метафизической трактовки числа, а также смысла математических операций с ними можно увидеть и в рассуждениях Кантора о имманентной и транзиентной реальности целых чисел [3, с.30].

Предложенное наполнение числа глубинным содержанием материальных форм позволяет приступить к разработке математической модели становления Вселенной. Ее начальный этап состоит в математическом описании классификации хаотичной совокупности активных чисел бесконечного множества ординалов ω по индивидуальным признакам. Завершающим же этапом становления Вселенной в модели следует считать образование актуально бесконечно-большого множества, отображающего беспредельную совокупность ОП Вселенной. Соответствующее ему трансфинитное число Ω названо в модели числом Вселенной. Оно отображает единую Вселенную как системно-связанную целостность. Генезис Ω, в соответствии с содержательной моделью становления Вселенной, может быть представлен операциями с трансфинитными числами в форме классификации и алгебраических действий с ними. Классификация чисел в модели рассматривается как создание активной четырехмерной матрицы, а алгебраические операции с числами – как образование новых активных чисел возрастающей мощности. В активной числовой матрице отображаются сконцентрированные в ДМ интеллектуальная и информационная мощь Вселенной, Ее энергия. Алгебраические операции с числами, происходящие в активной числовой матрице начиная с ω, отображают процессы, происходящие с ОП в Трансфизической Реальности, а также с ОП, составляющими сферу «элементарных» частиц, а также минерального, растительного, животного миров и самосознающих ДВО Вселенной.

Итак, трансфинитные числа в математической модели бытия Вселенной отображают ее объекты, трактуемые как активные субъекты. Их генезис в форме математических операций отображает становление объектов Вселенной, осуществляемый активными (трансфинитными) числами. То есть, число в модели представляет собой алгебраическое выражение, отражающее генезис числа. Операции такого генезиса должны проводиться с использованием символики, предложенной в работе [4]. Алгебраическая форма числа представляет собой совокупность символов связанных между операциями, несущих в себе информацию о мощности и порядке числа. Как математический объект число содержит в себе символы, отражающие набор исходных элементов объекта, кратность и сущность их представления в объекте, действия над ними, а также действий над действиями. При этом рекурсия, как математическая операция с числами, наиболее адекватно отображает в символической форме взаимодействия, происходящие между ДВО в меру их духовной предрасположенности и совместимости по атрибутивным качествами.

 

6. Духовность как аксиологический аспект метафизики духа

 

Метафизика духа [7,11с.133], как мировоззрение основанное на признании духовной природы Бытия, содержит в себе концепцию, методологию и математическую модель становления Мироздания. Она рассматривает Бытие как самоорганизацию (синтез) ОП возрастающей сложности от первичных сущностных форм до космических объектов и человека. При этом показано, что признание ОП духовными образованиями, руководствующимися в своем поведении внутренней активностью, стремлением к саморазвитию, иерархичностью – непременное условие создания непротиворечивого мировоззрения, отвечающего на современные вызовы естественных и гуманитарных наук. Будучи основанием признания состоятельности метафизики духа как философской дисциплины, такое утверждение не снимает вопроса: является ли духовность «врожденным» качеством ОП, генетически наследуемым от первичных сущностей или она формируется и функционально совершенствуется в эволюционном процессе?

Не исключая истинности первого ответа на вопрос, концепция и ее методология исходят из того, что степень развития материальных форм и состояние их духовности взаимообусловлены. Духовность ОП возрастает качественно по мере их структурного усложнения. Проявляясь внутренней активностью первичных сущностей, духовность ОП обогащается качественно в природно-историческом процессе. Определенная ранее как модусное качество ОП [9], духовность подобна ценностно-ориентированной эмоции человека, устремляющей его к творческому поиску в интересах саморазвития.

Возможность отображения ОП трансфинитным множеством создает предпосылки численной оценки его духовности по композиционной сложности. Взаимосвязь структуры материальной формы и степени ее духовности обусловлена также тем, что духовные сущности ОП встроены в ДМ. Человек, как структурно наиболее сложный ОП, обладает наивысшим потенциалом духовности. Генезис любого ОП представляет собой этап реализации цели и смысла глобального эволюционного процесса. Он ценностно ориентирован на перспективу возникновения человека и роста его духовного уровня, поэтому человек в метафизике духа представлен иерархом Вселенной [11, с.134]. При этом ценностные ориентиры бытия человека состоят в саморазвитии его сущностной природы до возникновения автономной от тела духовной структуры. Такая структура возникает в человеке, если он руководствуется в своем поведении системными принципами, в частности, интересами своего иерарха – Метафизической Реальности. В этом случае духовная структура человека становится для Метафизической Реальности тем же, чем является ПДС для Трансфизической Реальности.

 

7. Заключение

 

Не абстрактные спекуляции по поводу беспредельности Вселенной, а признание Ее становления как актуализацию бесконечно большого множества из актуально бесконечно малых множеств позволило придти к теоретической модели единого Мироздания. Его системная целостность обеспечивается самоорганизацией (синтезом) хаотичной совокупности беспредельного множества первичных корпускул-сущностей в гиперсистему Мироздания. Реализация такого «проекта» оказалась возможной, так как первичные сущности руководствуются в своем поведении духовно-системными принципами. Удовлетворяя таким образом потребность к саморазвитию, ПДС Трансфизической Реальности самоорганизуются классификацией по индивидуальным свойствам, создавая мыслящую субстанцию, творческого субъекта (Творца) нашей Вселенной. Системно взаимодействуя между собой в соответствии с совместимостью, ПДС соответствующего класса создают (синтезируют) все более крупные ОП вплоть до вещественных – видимых объектов Вселенной.

Отображение ОП активными (трансфинитными) числами, включая отображение ПДС (первоосновы Вселенной) трансфинитным числом мощностью счетного множества, дает перспективу перехода от дифференциального описания становления Вселенной, свойственного современному естествознанию, к интегральному, как системно-связанному процессу самоорганизации субъектных ОП. Более того, символическое представление ОП и операций их самоорганизации позволило предложить математическую модель становление Вселенной. В совокупности это означает радикальное изменение оснований

математики и ее философии.

Предложенная в концепции комбинаторика Мироздания согласуется с христианской трактовкой триединства Вселенной. Трансфинитная, Трансфизическая и Метафизическая Реальности проявляют себя как субстанциональные ипостаси творящие Вселенную. Человек включается в третью ипостась, если в своем поведении он руководствуется духовно-системными принципами причинности.

ДСМ метафизики духа антиномична методологическим ориентирам научной картины мира. Признание ДМ субстанцией, творящей нашу Вселенную, означает отказ от триалистической парадигмы Мироздания, создание новой парадигмы на монистической основе. При этом разрешается парадокс развития в философии. Темная материя и темная энергия рассматриваются как «светлые компоненты» ДМ, «усилием» которых создана Вселенная. В рамках концепции получают естественное объяснение процессы в микромире, в отличие от парадоксального их толкования в квантовой механике. Психика человека обретает материальность, психология – объект исследования. Социальная организация людей получает ценностные ориентиры и критерии оценки ее эффективности.

 

Литература

1.Большой энциклопедический словарь. Физика. М. Изд. «БРЭ» М.1998, с. 834.

2. Всемирная энциклопедия. Философия. М.,АСТ, 2001.

3. Кантор Г. Новые идеи в математике. СПб «Образование», 1914.

4.Комаров В.М., Татур В.Ю. Бесконечность и гармония. «Академия Тринитаризма», М., Эл №77-6567, публ.17233, 19.01, 2012.

5. Лосев А. Ф. Хаос и структура. М. Мысль, 1997г. с. 101/252.

6. Сазонов В.Н. Духовно-эвристическая концепция бытия (сущего) //Вопросы гуманитарных наук, 2008. № 2

7. Сазонов В.Н. Введение в метафизику духа //Там же. 2008.№6.

8. Сазонов В.Н. Природа явлений в метафизике духа //Там же. 2009. №2

9. Сазонов В.Н. Становление Вселенной как развитие ее духовной первоосновы // Там же. 2010. №3.

10. Сазонов В.Н. Бытие Мироздания как синергия Его материальных форм. Сайт: философия.ру 2011.

11. Сазонов В.Н. Духовно-эвристическая концепция бытия – метафизика духа. Saarbrucken, 2013

12. Sazonov V. N., “The spiritual-heuristic concept of the existence: metaphysics of spirit”, Papers of the XXIII World Congress of Philosophy, 2013.

13. Фрагменты ранней греческой философии. М., «Наука» 1989г