Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Главная страница сайта congress2013

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

 

Секция “”

 

Феномен экологического сознания: трактовки и  позиции.

(Phenomenon of ecological consciousness:Theory and Interpretation)

Read the paper in english

 

к.ф.н. Коротенко В.

Старший преподаватель отдела аспирантуры и докторантуры

 КНУ им.  Ж. Баласагына

Председатель ЭД «Биом»

 

Ph.Dr Vladimir Korotenko

The senior teacher  Department of  postgraduate study

of Kirghiz National University of name Balasagin

The chairman of Ecological  Movement "Biom",

Kyrgyzstan

 

 

 

 

Системный подход в описании феномена экологического сознания начал формироваться во второй половине ХХ века. Парадигматической основой для его описания стало укрепившееся к этому времени понимание того, что прогрессирующий экологический кризис существует, его причины в доминирующем техноцентрическом способе человеческой деятельности, и его невозможно преодолеть без изменения господствующего типа мировоззренческих универсалий и специфического сознания, являющихся  «психологической базой» экокризиса. Системное психолого-философское описание экологический кризис получил в работах Уайта[1], Йонаса[2], Атфилда[3], Печчеи[4], Швейцера[5], Медоуза[6], Хесле,[7] и др.  Ключевой проблемой  в  этой научной   сфере стало исследование процессов развития экологического сознания, которое рассматривается в социогенетическом, онтогенетическом, функциональном, а также педагогическом аспектах.

Сегодня существует несколько определений для  экологического сознания:

Так С. Дерябо и В. Ясвин под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегии и технологий взаимодействия с ней[8].

Анализ социологических и философских работ в этой сфере  позволяет увидеть, что ряд авторов трактует экологическое сознание, как форму общественного сознания,  имеющего  ярковыраженную интенциональную, аксиологическую  составляющие  содержанием которых является направленность на «гармоничное» (устойчивое) существование живого и человека.   Далее анализируя развитие эко-мысли можно увидеть, что исследователи выделяют в структуре экологического сознания  следующие  ядрообразующие компоненты (оси, концентры):

·                    совокупность естественнонаучных экологических представлений;

·                    отношение к природе и способы взаимодействия с ней;

·                    система(механика) преодоления экологического кризиса;

·                    распространение на природу ряда социальных концепций о месте и роли человека в мире;

·                     система значений и  понятийный аппарат, отражающие отношение человека  к связям с  миром живого

·                    комплекс экологических воззрений различных социальных групп, определяемых характером общественного производства и  экономическим положением группы

В определенном смысле наиболее адекватным отражением схемы экологического сознания будет концепт семиотических полей или определенных семиотических конструкций и специфических символических рядов. К таким  конструктам можно отнести:

 Апокалиптичность (предопределенность конца истории); Расширение границ я-до человеческого сообщества и далее, до  Живого вообще; Ценность Жизни не зависимо от форм

 Профессор Э. Шукуров   подчеркивает  что, экологическое сознание - часть общей культуры. Культура, в широком смысле слова, - формы взаимодействия людей, регулируемые определенными нормами, среди которых важную роль играют принятые в данном обществе стереотипы и этические установки. Необходимо учитывать то обстоятельство, что из знаний автоматически не следуют убеждения, а из убеждений - действия. Именно поэтому, говорит ученый, следует уделять особое внимание воспитанию экологической воли, пронизывающей, мобилизующей, организующей и связывающей все звенья процесса. Воля направлена на достижение конечной цели и находит свое воплощение в изменении ситуации в желаемом направлении через действие [9].

В работах отдельных авторов понятия "экологическое мышление", "экологическое сознание", "экологическая мысль" и другие отождествляются и употребляются как синонимы.  Среди тех, кто считает их понятиями с очень близким содержанием, можно назвать  проф. А.А.Брудного, по мнению которого мышление вообще, в частности "экологическое мышление - это направленное на решение «отдельных задач сознание, а память - это сгущенное сознание».  т.е. мышление направленное на решение вопросов взаимоотношения Человека и Природы считается исходным.

Про экологическое сознание можно сказать, что это есть определенный набор качеств, знаний, знаковых средств для разрешения  экологических ситуаций.

 Где первично столкновение  с экологическими проблемами, и потом появляется техническая задача, направленная на их разрешение в пространство конструирования сознания.

 Однако, при изучению феномена экологического сознания ряд авторов указывают, что представление экологического сознания как понятийной системы может встретить  возражения, так как, в основе формирования отношения человека к природе лежат бессознательные процессы[10]. Не отрицая возможности их участия, необходимо подчеркнуть, что  в нашей трактовке экологическое сознание формируется на основе знания, полученного в результате активного и пассивного опыта общения с объектами внешнего мира, анализа ситуаций,  и  прогнозов.

 Далее,  исследуя феномен  экологического сознания и его соотношения с другим психическим феноменом - бессознательным,  следует указать на парадигмальную предпосылку: представление о  множественности  протекания события, о том, что наша жизнь одновременно может  разворачиваться  в полисемантическом (многознаковом и многосмысловом) пространстве. Это  великое открытие Фрейда,  которое он выражает в виде задающей метафоры бессознательного, как  «другой сцены», где одновременно идут совершенно разные пьесы и происходящее или говоримое (событие) вписывается в другой контекст, и соответственно  смыслообразование организовано по разным законам.

 

  И  тогда  сознательную жизнь можно  представить как пересечение в «здесь-и-сейчас» несколько таких сценариев,  одни мы считаем сознательными, но присутствуют и другие и теперь у них то же есть имя - Бессознательное, но  так же  стоит говорить про Сверх-сознание(Фрейдовское-СуперЭго). Далее стоит сослаться на французского психоаналитика  Ж.Лакана, который рассматривает человеческую психическую жизнь, как семиотический процесс, т. е. процесс означивания и переозначивания происходящего события, как во вне, так и внутри. Т. е. в этом смысле сознание «означивает» и «собирает» объекты/процессы в одном символическом регистре семантического поля, а бессознательное в другом. Получается, что  и  фиксация событий, и самое главное смысла, для сознания и бессознательного происходят по разным семиотическим законам. И  понимание этого дает нам ключи некоторой стабилизации ситуации, а в  определенных случаях и к управлению.  В этом контекстте важно подумать о тех сценариях, которые реализуются в бессознательном в контексте взаимодействия со средой или более фокусно к нашей теме - живой природой - и о тех  типах отношений, которые реализуются и демонстрируются, через поведение, нормальное или дезадаптивное.  И в этом смысле «экологичное» или напротив «не-экологичное» поведение.

Человек (индивид, популяция, этнос, человечество) постоянно находится в очень сложных взаимоотношениях с окружающей средой, которые предполагают с его стороны осуществление определенных действий, в результате чего устанавливается (или должен установиться) новый баланс между человеком и средой и между элементами этой среды. Этот баланс определяет во многом условия жизнедеятельности и работоспособности человека, а также сохранение и воспроизведение объектов среды и их параметров.

Эти взаимоотношения имеют многоуровневый характер. Взаимоотношения субъекта с природой не ограничиваются непосредственными контактами: выступая как личность, он включает в сферу своего сознания и отношения, не связанные с ним непосредственно и касающиеся других людей, составляющих вместе с ним какую-то общность. Эта общность может формироваться на уровне рода, племени, популяции, этноса, нации, государства и человечества в целом.

Общность может образовываться и по иным критериям, например по месту жительства (дом, улица, город и т. п.), профессиональным обязанностям (профессия и место в ней) и т. п. Сознание человека отражает всю эту сложную иерархию общности, что особенно важно, отражает существующие противоречия между различными уровнями общности, создающие иногда конфликтную ситуацию.

Понятия в экологическом сознании формируют единую систему, обладающую четкой структурой и имеющую определенную цель, которая в предельном виде формулируется как нахождение своего места в структуре Природы. Взаимодействие понятий позволяет провести научный анализ того или иного явления или события во внешней среде или действия по отношению к объектам среды, осуществить их классификацию, т. е. найти место и в имеющейся структуре знаний. Именно суждения и умозаключения раскрывают связи, определяют их значимость, последствия вмешательства в эти связи и их оценку.

Таким образом,  экологическое сознание можно рассматривать как очень сложную, саморегулирующуюся (т. е. имеющую возможность самой менять цели, функции и звенья) систему, сформированную для решения задач установления, стабилизации или изменения взаимоотношений с природой и ее объектами, возникающих в процессе удовлетворения человеком своих потребностей.

 Изучая историю, можно заметить, что развитие экологического сознания в значительной мере зависело от характера и особенностей развития общественных отношений, поскольку именно они определяли формы и объем вмешательства человека в установившиеся природные отношения. Это положение и является главным в концепции ноосферы, в которой человеку принадлежит решающая роль.   Новым принципиальным шагом развития экоцентрического сознания стало провозглашение природных объектов и природы в целом равноправными субъектами, перенос на них сферы действия этических норм. Эти тенденции в развитии экоцентрического сознания продолжаются и в настоящее время.

Обобщая вышесказанное можно сказать, что формируется специфическая область - философия и  психология  экологического сознания, которая акцентирует свое внимание на психологической составляющей взаимодействия (как реального, так и идеального) человека с миром природы. Специфика этого взаимодействия определяется спецификой самого мира природы, который занимает, в определенном смысле, промежуточное положение между миром вещей и миром людей. Для адекватного описания и анализа взаимодействия человека с животными и растениями в одних случаях достаточно концептуального и понятийного аппарата общей психологии, в других необходимо привлечение аппарата социальной психологии, социологии и философии в целом. Необходимо, чтобы в принятии своих собственных решений учитывался компонент устойчивости, чтобы формировался язык, с помощью которого люди понимали бы что, то, что я делаю сегодня, отразится не только на завтрашнем дне, но и на послезавтрашних ситуациях, чтобы экономика становилась экологически сенситивной, чтобы пришло понимание, что без живого вещества мы не можем жить. У доминирующих сегодня культур сформировался «язык потребления» природы, а «языка сохранения» нет.  Экологическое сознание, как определенный  аппарат «интенционального семиозиса» может помочь сформировать этот язык - основу для удержания нового класса задач по сохранению Жизни и людей на Земле.

 

 

Phenomenon of ecological consciousness:

Theory and Interpretation

 

V.Korotenko, PhD

Senior professor of the Department of Post-graduate

 (Aspirantura) and Doctoral Studies,

Kyrgyz National University after Zhusup Balasagyn,

Chairperson of Ecological Movement “Biom”

 

A systematic approach to the description of the phenomenon of environmental consciousness began to emerge in the second half of the twentieth century. An understanding strengthened by the time that a progressive environmental crisis exists had become a paradigmatic basis for this description; its reasons lie in a dominant way of human technocentrism, and it cannot be overcome without a change of the dominant type of worldview universals and specific consciousness being a “psychological basis” of the ecological crisis. Systemic psychological and philosophical description of the ecological crisis was included in the works of White[11], Jonas[12], Attfild[13], Peccei[14], Schweitzer[15], Meadows[16], Hesle[17], and others. A key problem in this research field was the study of processes of development of ecological consciousness, considered through the prisms of socio-genetic, ontogenetic, functional and pedagogical aspects.

Today there are several definitions of environmental consciousness:

Thus, S. Deryabo and B. Yasvin under environmental consciousness mean a series of ecological concepts, existing relationship to nature, and the related policies and technologies of interaction with nature.[18]

Analysis of sociological and philosophical works in this field allows us to see that a number of authors interpret environmental consciousness as a form of social consciousness, which has clearly marked intentional, axiological component. The content of the latter is designed to “harmonious” (sustainable) existence of living and human. While further analyzing the development of eco-thinking it is obvious that the researchers point out the following core-making components (axles, concentration) in the structure of ecological consciousness:

·                    set of natural ecological concepts;

·                    relationship to nature and ways to interact with it;

·                    a system (mechanics) to overcome the ecological crisis;

·                    dissemination of some social concepts on the place and role of man in the world;

·                    a system of values ​​and conceptual apparatus, reflecting the relationship of man to the links with the world of the living;

·                    a set of environmental attitudes of different social groups, determined by the nature of social production and the economic situation of a group.

In a certain sense, the most appropriate reflection of the scheme of environmental consciousness will be the concept of semiotic fields or certain semiotic structures and specific symbolic series. These constructs are:

Apocalyptic (predetermination of the end of history); The expansion of the human self-boundaries to the community and to the living in general; The value of life, regardless of its forms.

Professor E. Shukurov emphasizes that environmental consciousness is a part of the culture. Culture, in the broadest sense of the word is the form of human interaction, regulated by certain rules of which accepted stereotypes and ethical attitudes play an important role in the society. It is necessary to take into account the fact that beliefs do not come automatically from the knowledge, and actions from beliefs. That is why, the scholar says, it is necessary to pay special attention to the education of environment will, penetrating, mobilizing, organizing and connecting all parts of the process. The will aim to achieve the ultimate goal and is embodied in changing the situation in the desired direction through action.[19]

The concepts of “green thinking”, “environmental consciousness”, and “ecological thought” and others in the works of individual authors are identified and used as synonyms. Professor A.A.Brudnoy is among the scholars who consider these concepts having a very close content. He considers thinking in general, particularly, “green thinking as a consciousness aimed at the solution of individual tasks, and memory as a condensed consciousness”, i.e. thinking that is aimed at addressing the relationship between man and nature is the original one.

One can say that environmental consciousness has a certain set of qualities, knowledge, symbolic means for addressing environmental situations, where the primary is the collision with environmental problems, and then there emerges a technical problem, aimed at resolving them in the space design of consciousness.

However, when studying the phenomenon of environmental consciousness, some authors point out that the idea of environmental consciousness as a conceptual system can meet the objections since the basis of the development of man’s relationship to nature lies in unconscious processes.[20] Without denying the possibility of their participation, it must be emphasized that, in our interpretation, environmental consciousness is based on the knowledge gained from active and passive experience with the objects of the external world, situation analysis, and forecasts.

Furthermore, exploring the phenomenon of environmental consciousness and its relationship with other mental phenomenon - unconscious, it is necessary to indicate the paradigmatic premise: the idea of ​​multiplicity of events, that our lives can be at the same time turned in polysemantic (multi-character and multi-conceptual) space. This is a great discovery of Freud, which he expresses in the form of defining the unconscious metaphors as “the other scene”, where completely different pieces are on stage and the happening or described (event) fits into a different context, and therefore, formation of meaning is organized by different laws.

Furthermore, the adult life can be represented as the intersection of some of these scenarios “here and now”, one of which we consider as the conscious, but there is also the other and now is has the name - the unconscious, but also it s worth talking about the super-consciousness (Freud, Superego). Besides, it is necessary to consider the French psychoanalyst Lakana who considers the human mental life as a semiotic process, i.e, the process of signification and re-signification of events, both in and within. That is, in this sense, the consciousness is “signifying” and “collecting” objects/processes in a symbolic register of semantic field, and unconscious in the other. It turns out that fixation of events, and most importantly, meaning, for consciousness and unconsciousness take place in different semiotic laws. And understanding of this fact gives us the keys to some stabilization and, in some cases, to management. In this context, it is important to think about those scenarios, which are implemented in the unconscious, in the context of interaction with the environment or focal to our topic – living nature - and those types of relationships that are implemented and demonstrated through their behavior, normal or maladaptive and in this sense, the “green” or contrary “non-green” behavior.

Person (individual, population, ethnicity, and mankind) is constantly in a very complex relationship with the environment, which require of him to carry out certain actions, resulting in a set of (or should have settled) new balances between man and the environment and between the elements of the environment. This balance determines largely the living conditions and health of the person and the preservation and reproduction of environmental objects and their attributes.

These relationships have a layered character. Interaction of the subject to the nature is not limited to direct contacts: representing as an individual, it includes in its sphere of consciousness and relationships, not related directly and relating to other people, making all together some commonness. This commonness can be formed at the level of family, tribe, population, ethnic group, nation, state, and humanity in general.

Commonness may also be formed based on other criteria, such as the place of residence (house, street, city, etc.), professional obligations (profession and position), etc. The human consciousness reflects the complex hierarchy of commonness, which is especially important to reflect the existing differences between different levels of commonness, sometimes creating a conflict situation.

Concepts in environmental consciousness form a single system with a clear structure, and having a purpose, which is formulated as finding one’s place in the structure of nature. Interaction of concepts allows to conduct a scientific analysis of an event or events in the environment or actions with respect to the objects of the environment, to implement their classification, that is, to find a place in the existing knowledge structure. The very judgments and inferences open relationships, determine their significance, the consequences of intervention in these relationships and their evaluation.

Thus, environmental awareness can be seen as a very complex, self-regulating (i.e, having the ability to change the very purpose, functions and links) system, created to meet the challenges of establishing, stabilizing or changing relationship with nature and its objects that arise in the process of meeting the man’s needs.

While studying history, we can see that the development of environmental consciousness largely depend on the nature and characteristics of social relations, as they determine the form and scope of human intervention in the steady natural relationship. This position is central to the concept of the noosphere, in which a man has a crucial role to play. Fundamental step in the development of new ecocentric consciousness was the declaration of objects of nature and the nature in general by equal subjects, the transfer of the scope of ethics onto them. These trends in the development of ecocentric consciousness continues in the present.

In summary, we can say that a particular field is being created, that is the philosophy and psychology of environmental consciousness, which focuses on the psychological component of the interaction of men (both real and ideal) with the world of nature. The specificity of this interaction is determined by the specific nature of the world itself, which is, in a sense, an intermediate position between the world of things and the world of men. The conceptual and meaning instrument of general psychology in some cases is sufficient for an adequate description and analysis of human interaction with animals and plants, in other cases there is a need to attract instruments of social psychology, sociology and philosophy in general. In making decisions, one should take into account sustainability component to form the language by which people would understand that what I do today will affect not only tomorrow, but the days after tomorrow, to make the economy become ecologically sensitive, to raise understanding that there is no life without living matter. The dominant cultures today has the “language of consumption” of nature, but not the “language of conservation”. Environmental consciousness, as a certain instrument of “intentional semiosis” can help shape this language - the basis for the retention of a new class of problems on the preservation of Life and the people in the Earth.

 

 

 

 



[1] Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса// Глобальные проблемы и общечеловеческие   ценности. ¾ М., 1990.

[2] Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. / – М.: Айрис-пресс, 2004.

[3] Attfield R. The Ethics of Environmental Consern. N.Y., 1983.

[4]  Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985

[5] Швейцер А. Благоговение перед жизнью. ¾ М., 1992.

[6] Медоуз Д.Х. и др. Пределы роста // Тез. докл. по проекту Римского клуба  2-е изд. М.,1991. 

[7] Хесле В. Философия и экология. Пер. А. К. Судакова. – М.: Наука, 1993.

[8] Дерябо С.Д., Ясвин В.А, Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 480 с.

[9] Шукуров Э. Дж. О стратегии экологического образования //– Б., №3. 2009. С.3.

[10] Медведев В.И., Алдашева А.А.    Экологическое сознание: Учебное пособие. Изд. второе, доп. - М.:       Логос, 2001. -384 с.

[11] White L. The historical roots of our ecological crisis / / Global problems and human values. M., 1990.

[12] Jonas H. The principle of responsibility. Experience of ethics for a technological civilization. / - M: Iris Press, 2004.

[13] Attfield R. The Ethics of Environmental Consern. N.Y., 1983.

[14]  Peccei A. Human qualities. Moscow, 1985.

[15] Schweitzer A. Reverence for Life. M., 1992.

[16] Meadows, DH etc. The Limits to Growth / / Proc. Reports. project the Club of Rome, 2nd ed. Moscow, 1991. 

[17] Heslov B. Philosophy and the environment. Per. AK Sudakov. - Moscow: Nauka, 1993.

[18] Deryabo S.V., Yasvin V.A., Environmental Pedagogy and Psychology. - Rostov-on-Don: Phoenix, 1996. - 480.

[19] Shukurov E., Strategy of Environmental Education / / - BA, № 3. 2009. p.3.

[20] Medvedev, V., Aldasheva A., Environmental awareness: the manual. Ed. second, ext. - Moscow: Logos, 2001. P.384.