Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Главная страница сайта congress2013

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

 

Секция “Современная философия”

 

Бытие под знаком «транс»

 

Владимир А. Кутырев

Россия

Нижегородский государственный университет

Kut.va@mail.ru

 

 

 

 

 

Могли ли когда-то подумать люди, что настанет время, когда они будут заниматься самоотрицанием, бороться с миром своего бытия как таковым. И вот – пришло: во второй половине ХХ века, в мировоззренческом плане выразившись в философии постмодернизма. Сказать по другому, философии «постизма», «конца», деконструкции-демонтажа-«руинизации» среды, в которой человечество только и может жить, материального и духовного наследия, которое было создано им в процессе тысяч лет исторического развития. В работах основоположников постмодернизма, прежде всего Делёза-Деррида, а если учесть его русскую, деятельно-игровую версию, то Г.П. Щедровицкого, было атаковано почти все: Бог, природа, культура, вещное, идеальное, трансцендентное, т. е. любое «наличие». А также мифология, метафизика, религия, естествознание – любая «онтология». Наконец, антропология, т.е. сам человек, который приговаривается к смерти, что стало никого не шокирующим брендом постмодернистской философии. Отвергаются принципы, формы традиционного смыслового по(со)знания: логос, истина, объект, субъект, означаемое, означающее, структура, даже знаки, если они не «пустые». В общем, «Великое Анти»: тео-телос-онто-этно-фоно-фалло-лого(с)-центризм. Если обобщить все эти и другие жертвы деконструкции, то можно сказать, что в целом объектом пре(ис)следования постмодернизма является человеческое Бытие. Постмодернизм – идеология смерти «нашей реализации» Возможного, отказ от нее. Философия небытия, Ничто.

… И чудо воскрешения. В конце ХХ века в лоне постмодернизма происходит возврат к бытию. В теориях его «младших» представителей, А. Бадью, Ж-Л. Нанси, приобретших к этому времени популярность, вопрос о нем поднимается как главный, (основной!) для философии, с претензией пересмотреть его «с самого начала». В 1989 году Ален Бадью выпускает «Манифест философии» (русский перевод в 2003 г.), общей идеей которого является восстановление проблематики бытия, при условии его трактовки как «родовой, изначальной множественности», возврат к платонизму, при условии разрушения в нем «империи Единого, вместо которого надо «опираться на Двоицу». А также если на смену метафизике бытия как «большой поэтической софистике» придет «новый философ, вооруженный матемой». От поэмы – к матеме, относя к поэме (лишая самости) и логос – такова суть «пост-постмодернистского» поворота в трактовке бытия. «Тем самым ты отбрасываешь также поэматику присутствия и всякое хайдеггерианство в качестве возможного доступа к бытию сущего. То, что неисчислимо, то, что не счесть за одно, что вообще не сосчитать, не образует ситуацию и, следовательно, строго говоря, не имеет места» (курсив мой – В.К.) – так недвусмысленно отмежевывая(сь) от метафизики, хвалит Алена Бадью Ж.Ф. Лиотар при обсуждении его «Манифеста философии».[1] И еще: «Меня впечатлил твой синтез двух, порождение двух исходя из ничего, исходя из нуля. Убедительное «доказательство того факта, что у теории множеств нет референта, у нее есть только пустота, необходим всего лишь нуль, чтобы получить обычные, естественные множества». [2]

Как глубоко, ясно и по существу: нет референта, есть только пустота, все из нуля (хоть все подчеркивай курсивом) сказано о нигитологической, меон-конструктивистской сущности этого нового учения о бытии, новой когнитивной (не)онтологии, (ино)онтологии. Глубоко – и бездумно, никакой заботы о том, что это значит для человека и его мира. Как будто думает и пишет не человек. Или чье сознание уже «перезагружено» силами иного. «Манифест философии» А. Бадью, столь доброжелательно воспринятый его коллегами, в том числе патриархами французского постмодернизма, мы вправе считать идейным обоснованием пост-постдернизма (after-postmodernism-а) и начавшегося в эти годы укорененного в нем трансгуманистического движения.

Конец нигилизма. Новый позитив! Только вместо громоздкого термина «пост-постмодернизм» и по смыслу, и ради благозвучия, лучше говорить о трансмодернизме. Транс – это переход: через, сквозь, за границы чего-либо. В данном случае – традиционного исторического бытия и человека. Транс(пост-пост)модернистский «возврат к бытию» фактически означает его замену (второе отрицание) бытием иного. «Манифест философии» А. Бадью, отражающий передовое состояние французской, а в сущности, всей мировой прогрессистской философии кануна и начала ХХI века мы можем смело назвать, интерпретировать, независимо от того, что о нем думал сам автор, как «Манифест трансмодернизма». Который (другого значимого пока нет) успешно реализуется.

В конце 90-х годов ХХ века (в русском переводе в начале ХХI), вслед за книгой: А. Бадью Делез «Шум бытия» М., 2004, выходит работа Ж-Л. Нанси «Бытие единичное множественное» Минск, 2004. И то и другое исследование посвящены восстановлению и реинтепретации бытия на началах виртуализма и множественности. С этой позиции, как недостаточно «математичный» критикуется даже Ж. Делез. За то, что, считая бытие виртуальным, более того, основанием актуального, он исходил из принципа Единства. Как вся прежняя метафизика. Из-за сохранения Единого Ж. Делез в понимании бытия геометричен, а надо, по мнению А. Бадью, переходить к алгебраизму, более соответствующему принципу множественности и математической онтологии. Нужна дегеометризация. Казалось бы, геометрия – это чистая форма, континуум которой, в отличие от универсума (материи и энергии), не содержит в себе ничего кроме формы. И все-таки геометрия еще содержательна, гео – земля, терра, территория, чуть ли не география. Пахнет натурой, физикой. Опасно. Она не до конца трансцендентальна и несет в себе остаток неформализуемости. Как если бы дом (мир) сожгли, он однородно обуглен, но его остов, структура остается. Геометризм – это структурализм. Только количество, выраженное в цифрах, алгебра – «зола» мира (Ж. Деррида), которая действительно безосновна, потенциальна и ничем не пахнет. Различание как субстанция. Исчисляющее мышление. Без означаемого (объекта) и означающего (субъекта). Оно имеет дело с возможностью, пустые знаки и функции. Пространство и един(ое)ица – тончайшая, но все-таки сублимация сущего, материи, только время и дискретная множественность являются настоящими «атомами» ничто, чистой логикой отношений различия, из которых можно сформ(ир)овать бытие иного. Искусственного, виртуального, постчеловеческого. Подлинное (ино)бытие – это со-бытие, связь единичностей, независимо от их собственной, живой, неживой, предметной или идеальной природы, их детерриториализованное (беспредметное, беспочвеннное) взаимодействие. Бытие как взаимодействие концептов и сингулярностей. Не на земле, а на «карте», на экране. Соытие. Сначала информационно, а потом на объемном принтере из наночастиц – материально. Человек, соответственно, редуцируется сначала к субъекту, потом к индивиду, который, в конце концов, тоже распадается на факторы и мультивидов как виртуально коммуницирующих персон(ажей). Сознание такого бессубъектного «человека» есть складка складки как «синтез различий» (когда-то был «комплекс ощущений»). Параллельно ведутся работы по вопло(т)щению чистого искусственного интеллекта.

Про-грамма, Mатрица вот оно, подлинное Бытие в эпоху трансмодерна. Все, все остальное, от мертвой природы во всех ее состояниях, до жизни во всех ее видах, от человека, общества и культуры до сознания, языка, поэзиса и логоса (не говоря о душе и всех формах трансцендентного), все воспринимаемое и (с)мыслимое, если они естественные, предметные, не математизированные, не машинно-технические – феномены. В лучшем случае – недобытие. Вторичные качества, которые существуют в силу особенностей человеческого восприятия. Если в устремившейся к научности метафизике Просвещения мнимыми считались чувственные, эстетические характеристики реальности, то в рамках трансцендентального когнитивизма как «новой философии» трансмодернизма изживается и объявляется кажимостью любое сущее (!), кроме Цифры – «следа и различания», 1 и 0. It’s from bit (мир есть информация) – вот, заказываемая виртуализацией нашей жизни, умозрительно предвосхищенная в структуралистско-грамматологической линии философии и начинающая набирать силу моды в физике, модель Вселенной. Как транс(уни)версум. И трансверсальная философия. Примитивный, чудовищный антиисторизм и редукционизм.

Итак, пост-постмодернизм – это Трансмодернизм, так как в нем человек переходит «через себя», в (не)бытие на экранах, в сети, в «(не)мыслях». В инобытие. От «пост» к «транс». Всего, что нас окружает и нас самих. Деконструкция → ничто → инобытие + феномен нашего недобытия – таковы этапы становления на Земле господства оторвавшегося от жизни интеллекта, роботократии и транс(пост)человеческой вирту(ре)альности. Трансмодернизм = трансгресс = трансверсум = трансгуманизм = трансгомонизм = трансномонизм. И соответствующий этому процесс распространения трансдисциплинарных, одинаковых в своем математизме исследований, в которых виртуальное, мнимое становится реальным, а реальное, предметное – мнимым. Бытие под знаком «транс» – это бытие. Мир, в котором живут зомби и undead. Скорее не живут, а присутствуют. В дальнейшем, в информационно-коммуникационном мире человек как целостное, живое и физическое существо существовать не (с)может вообще. По определению. «Не влезает». Как чистый, обезличенный носитель объема информации в сравнении с ее техническими носителями, он ничто-жен. Капля в море. Даже меньше. Его оторванная от природы и телесности мысль может функционировать там только на первых порах, дальше ей сказать будет нечего. Перепишут туда «память», когда он был живым, утешают трансгуманисты, поствиталисты, ноосферники и прочие (само)убийцы. Память о радостях и болезнях тела, желаниях, страсти, страхе смерти и т.п. А зачем там, «на кремнии и бессмертным», такая она?

Трансмодернизм означает не просто отказ от признания человека высшей ценностью (я по каплям выдавливал из себя человека, говорил Г.П. Щедровицкий) и, более мягко, например, как «Конец человеческой исключительности» (заголовок книги Жан-Мари Шеффера, М., 2010). Он предполагает его замену другой формой разума, «преодоление» человека как Genus Homo, которое все агрессивнее пропагандируется идеологами и практиками(!) трансгуманизма. Трансгуманизм – следствие, феномен трансмодернизма. Точнее это трансгомонизм, ибо переступает не через гуманизм как мировоззрение и ценность, а через человека как сущее. Через (его) Бытие. Трансгома(о)низм, через стадию «поствитализма», неизбежно перерастет в трансномонизм, в призывы новаторов-ф(утуроф)аталистов под лозунгом «прогресс не остановишь», отождествляя сущее с должным, отказаться от специфически человеческого разума и отдаться на волю более мощного, машинного, в перспективе – «ландшафтного», безсубъектного, всё или даже сверх-земного интеллекта. Но ноосфера без рефлексии наблюдателя – просто сфера. Только на другом субстрате. Под флагом беспрерывных изобретений искусственного мир людей устремился к самоснятию и, выхолащивая себя через гонку постчеловеческих технологий, заменяется дигитально-виртуальной симуляцией. Трансформируется в тоталь(итар)ный инонизм. Таков философский смысл охватившего человечество исте(о)рического инновационизма. В-пало в трансгресс-ию: в стихийный прогресс технонауки, сверхпотребления и потребностей, через деградацию труда, желаний и способностей. Трагическая диалектика Просвещения в действии. Ново-темное Трансвековье †.

Выживание человека требует философии, ориентирующей на устойчивость того, что развивается. Это археоавангардный динамический консерватизм. Идеал канатоходца: все время в движении, с целью не упасть. Сохранить свою бытийную идентичность как Homo vitae sapiens. Преодоление бесцельного становления возможно на путях эстетического мировоззрения, когда любой вид деятельности предстает как самоценный. Онтологической основой консервативного поворота являются полионтизм и коэволюция. Наш «жизненный мир» – Umwelt, состояние реальности, адекватное человеческой сущности. Это антропоцентризм, но не физический, а ценностный. Ценностный антропоцентризм = гуманизм. Идеи принципиального отказа философии от рабского обслуживания технонауки и переориентации на службу всей культуре и ради сохранения целостного человека предполагают её превращение в реалистическую феноменологию. Это будет подлинно бытийное философствование людей и ради людей, оно близко целям великих религий, призывающих нас не к физической трансформации, а к духовно-нравственному возвышению. Оно совпадает с perennial philosophy (вечной философией) и может стать предпосылкой вечности человечества. У людей нет выхода, кроме как жить, если не в Боге, то под знаком антпропологизма и гуманизма.

 

 

 

 

 



Notes

 

[1] Бадью А. Манифест философии. СПб., 2003. С. 106.

[2] Бадью А. Манифест философии. СПб., 2003. С.109.