Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Главная страница сайта congress2013

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

 

Секция “Философия истории”

 

Всемирно-исторический субъект как современная проблема

Панфилова Татьяна Васильевна,

 доктор философских наук,

профессор кафедры философии МГИМО (У) МИД России.

panta@inbox.ru

 

 

 

 

 

Проблема всемирно-исторического субъекта возникает вместе с идеей о превращении всемирной истории в единый целостный процесс в результате человеческой деятельности.  Для Г.Гегеля такой проблемы не существовало. Ведь если история представляет собой процесс развития чистого разума, то чистый разум является как субстанцией этого процесса, так и его субъектом. Для К.Маркса же, считавшего единство истории результатом международного разделения труда, формирование всемирно-исторического субъекта стало проблемой.

Рассматривая формирование всемирной истории, Маркс предсказал глобализацию. В написанной совместно с Ф.Энгельсом работе «Немецкая идеология» Маркс описал тенденцию к универсализации производительных сил и производственных отношений. Маркс полагал, что эта тенденция свидетельствует о начале формирования единой всемирной истории. Соответственно большое внимание было уделено всемирно-историческому субъекту.

Понятие всемирно-исторического субъекта Маркс разрабатывал в связи с материалистическим пониманием истории. Маркс считал, что в ходе формирования единой всемирной истории человек будет преодолевать ограниченность собственного существования, а все участники всемирно-исторического процесса в ходе совместной деятельности будут создавать всемирную историю. Значит, всемирно-исторический субъект формируется в процессе производства всемирной истории, благодаря чему всемирно-исторический процесс обретает человеческое содержание и превращается в процесс саморазвития личности.

Ныне глобализация идёт полным ходом, но мы видим, что глобализирующийся мир на самом-то деле обесчеловечивается. К сожалению, отчуждающая тенденция по-прежнему преобладает. Люди участвуют в процессе глобализации всё ещё в качестве отчуждённой производительной силы. Поэтому процесс глобализации так и не приобрёл ни человеческого смысла, ни очеловеченной цели. Больше того, всемирно-исторический субъект оказался под вопросом.

Современный человек, включённый в процессы глобализации, использует универсальную систему коммуникаций – Интернет. Это соответствует предсказанию Маркса. Однако Маркс полагал, что универсальная коммуникация – это средство для расширения контактов по всему миру с тем, чтобы обогатить каждого человека культурными достижениями всего человечества. Что произошло в действительности? Сегодня мы видим, что человеческие контакты предельно расширились, становясь, однако, всё более поверхностными. В самом деле, люди зачастую вступают в контакт друг с другом, просто чтобы провести время, а вовсе не за тем, чтобы обогатить друг друга человеческим содержанием. Универсальная система коммуникаций была изобретена с целью преодолеть ограниченность мышления отдельного человека, сделав его более открытым глобальному миру. Ныне, однако, эта система служит для того, чтобы подгонять людей под единый стандарт и навязывать им определённые взгляды и оценки. Нехватка гуманизма приводит к тому, что универсализация человека оборачивается его унификацией, в связи с чем человек деперсонализируется: он теряет способность планировать свои действия и выполнять их под свою ответственность. Иначе говоря, люди утрачивают качество субъектности, превращаясь в объекты манипуляции.

Постмодернисты называют этот феномен «смертью субъекта». К сожалению, в констатации факта они правы. Проблема, однако, в том, что они считают этот процесс вполне нормальным, с чем я не могу согласиться. На мой взгляд, размывание субъектности - это следствие деятельности международных корпораций, владеющих Интернет-ресурсами и использующих их для того, чтобы заставить всё человечество работать в их - корпораций – интересах. Сегодня правит бал мировая финансовая олигархия, и чем она сильнее, тем меньшая субъектность остаётся на долю людей. Мы оказались перед лицом ситуации, которую Э.Фромм определил бы как разновидность социальной патологии.

Маркс рассматривал коммунизм как ассоциацию, в которой свободное развитие каждого является необходимым условием свободного развития всех. Такое положение вещей Маркс связывал с единой всемирной историей, созданной совместно всеми её участниками, когда каждый человек создаёт историю, воспроизводя самого себя. Так понятая единая всемирная история совпадает с историей всемирно-исторического субъекта и тем самым обретает человеческое содержание и очеловеченный смысл. Сегодня, однако, мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией. Положение о «смерти субъекта» выражает то, что человек - уже не творец собственной жизни. Правильнее было бы сказать, что человек как бы проходит сквозь жизнь, созданную сетью коммуникаций. Выражаясь словами Фромма, нельзя уже сказать, что человек живёт, правильнее сказать, что жизнь человека им проживается.

Уничтожению субъектности содействует новый социальный характер. Такой тип социального характера я называю «информационным человеком». Отличительная его черта – абсолютная податливость при приёме информации, с тем чтобы точно передать её следующим принимающим. «Информационный человек» относится к другим людям, да и к миру в целом только через компьютерное посредство, шаг за шагом утрачивая потребность, а затем и способность вступать в прямые контакты как с людьми, так и с природой. В конечном счёте, человек утрачивает субъектность, а история деперсонализируется.

Личность, обладающая таким социальным характером, не является полноценным субъектом даже собственных действий, не говоря уж о статусе всемирно-исторического субъекта. Кто же тогда создаёт глобальную историю? Следует ли считать подлинным всемирно-историческим субъектом международную финансовую элиту? Думаю, что нет. Ведь финансовые круги действуют по логике получения максимальной прибыли как чего-то самодостаточного. В погоне за прибылью финансовая элита теряет связь с реальным производством, а затем  и с действительными человеческими проблемами. Поставив под свой контроль все ресурсы Земли, включая и человеческие ресурсы, финансовая элита в то же время отчуждает себя от человеческой истории и паразитирует на ней. История становится «бессубъектной».

Похоже, что самое время говорить о «конце человеческой истории», хотя и не в том смысле, как о нём говорит Ф.Фукуяма. Под «концом человеческой истории» я имею в виду то, что человеческое содержание изымается из истории и - она обесчеловечивается. Тем самым история обретает какое-то новое качество, не подпадающее под привычные нам понятия. Видимо, для осмысления новой ситуации нужна и новая система понятий.

Сложившееся положение вещей драматично для человека. Полное отчуждение от исторической реальности чревато экологической и технологической катастрофами. Но как избежать этих опасностей, если нет исторического субъекта, способного с ними справиться?

Я вижу единственный выход из сложившегося положения: надо переделать основу глобализации. У этой задачи – две взаимосвязанных стороны: теоретически рассуждая, необходимо переосмыслить всемирно-исторический процесс в духе гуманизма; с практической точки зрения, надо обеспечить всемирную историю всемирно-историческим субъектом. Пока у нас нет целостной современной теории всемирно-исторического процесса, мы можем лишь догадываться, как выглядит всемирно-исторический субъект глобализации. Полагаю, что таким субъектом станут люди, объединённые беспокойством по поводу нарастающей дегуманизации истории и к тому же способные преодолеть свою эгоистическую оторванность от других людей и от природы.  Надо восстановить на новой основе нашу способность быть действительными субъектами собственных действий с тем, чтобы изменить сложившуюся систему общественных отношений. До тех пор пока сохраняется «атомизация» человека, его отрыв от других людей, причём большая часть населения планеты охвачена жаждой потребительства в полном соответствии с господствующей ныне идеологией, этого сделать невозможно. В противовес такому умонастроению разрабатывается новая теория экологического социализма. Это мировоззрение основывается на допущении, согласно которому люди должны быть субъектами совместной продуктивной деятельности и человечного отношения как к людям, так и к природе. Оставшись разобщёнными, мы не сможем претворить в жизнь идеи экологического социализма. Перед лицом опасной дегуманизации истории я призываю: «Разумные люди всех стран, соединяйтесь!»