Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Главная страница сайта congress2013

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

 

Секция “Социальная философия

 

Типы темпограмм исторических эпох

 

Солодкая Марина, д.ф.н., профессор

Россия, Оренбург

msolod@yandex.ru

 

 

 

Abstract

The types of historical epochs’ tempogrammas

 

The transition from one historical epoch to another is governed by the certain “turning point” in progressive development of the society. It implies necessarily a change of the concept of time – the author defines it as «tempogramma» – as a way of arrangement of different events in the individual’s life activity and in the life activity of social groups. In accordance with tempogramma an individual and social groups are «included» («excluded») into the era’s «new time» which should be (should not be) «their time». Tempogramma determines «life’s perspective» of an individual and of social groups.

The particular concepts of time are distinguished in the configuration of tempogramma as the whole: directedness of time, time of initiation, time of judgment, historical time (history), time synchronization. Distinguished particular concepts of time are invariants in the sense that they must be present in any tempogramma.

The transition from one historical epoch to another is impossible without change of the dominant type of tempogramma; in frame of such type of tempogramma the only thing is possible – a mass consolidation of «diverse» characteristics of the society (in comparison with the previous characteristics).

The author distinguishes mythological, religious, and scientific types of tempogramma as common types (these common types are larger than other types). Culturally the lawfulness of such typology is partly determined according with a typology of world view. But more important reason of lawful introduction of tempogramma of common types is that each type of tempogramma differs fundamentally from others in the distinguished invariants.

 

Historical epoch, the concept of time, tempogramma, directedness of time, time of initiation, time of judgment, historical time, time synchronization.

 

 

 

Переход от одной исторической эпохе к другой, связанный с определенным «переломом» в поступательном развитии социума, необходимо предполагает изменения  концепта времени как способа упорядочивания отдельных событий в жизнедеятельности индивида и социальных групп, в соответствии с которым индивид и социальные группы «включаются»/«исключаются» в «новое время» эпохи, которое должно стать/перестать быть «их временем». Концепт времени определяет «жизненную перспективу» индивида и социальных групп, формируя представление о длительности их существования, от которой во многом зависит решение вопросов о смысле жизни и ее ценностях, реальности достижения целей.

Для обозначения концепта времени автор вводит понятие «темпограммы». В составе темпограммы как целого выделяют частные (частичные, аспектные) концепты времени: направленность времени, время инициации, время воздаяния, историческое время (история), синхронизация времени. Выделенные частные концепты времени являются инвариантами, в том смысле, что должны необходимо присутствовать в любой темпограмме

 «Направленность времени» задает представление о характере времени. Представление о характере времени позволяет ответить на следующие сущностные вопросы жизнедеятельности индивида и социальных групп: время циклическое или линейное; время обратимо или нет; существование мира конечно или бесконечно; бесконечное существование времени предполагает бесконечность в одну сторону или бесконечность в обе стороны.

«Время инициации»  определяет время активного задействования человека как члена определенной социальной группы, времени «начала жизни» его как части вмещающего его социального целого, к которому он ранее не принадлежал, время, когда он становится в определенном отношении «действительным» (то есть действующим и ответственным).

«Время воздаяния» определяет время, когда человеку «воздастся» за его усилия. Поскольку включение индивида и социальных групп в деятельность необходимо предполагает формирование у них уверенности в реализуемости определенных целей деятельности в какое-то время собственной жизни индивида или социальной группы.

Особую роль в жизнедеятельности как индивидов, так и социальных групп играет индивидуальная и социальная память, благодаря которой формируются определенные ценностные, целевые и средственные характеристики деятельности. Человеческая память формирует «историю», то есть задает определенное «историческое время». Именно поэтому темпограмма необходимо включает частный концепт «исторического времени» как принцип формирования определенной «новой истории».

«Синхронизация времени» определяет способ задания временной шкалы, синхронизирующей время (как последовательность и длительность событий) для нужных социальных групп, то есть задающей единый темп и ритм их жизнедеятельности. Это необходимо для координации индивидуальных и групповых усилий в массовидных социальных процессах.

Основной тезис данной статьи состоит в том, что переход от одной исторической эпохи к другой невозможен без изменения доминирующего типа темпограммы, в рамках которой только и возможно массовидное закрепление «иных» (по сравнению с прежним)  характеристик социума. 

Выделим мифологический, религиозный и сайентистский типы темпограмм как общие (наиболее широкие) типы. Правомерность такой типологизации отчасти культурно обусловлена соответствующей типологией мировоззрения. Типы мировоззрения берутся нами во внимание по следующим соображениям. «…В мировоззрении уясняется также смысловая основа человеческой жизни. Иначе говоря, здесь формируются системы ценностей, …складываются "образы" прошлого и "проекты" будущего, …выстраиваются программы действия.»[1]  Но более важной причиной правомерности введения указанной выше типологии темпограмм является то, что каждый из типов темпограмм принципиально отличается от других в выделенных инвариантах.

Для темпограммы мифологического типа характерен следующий концепт направленности времени: время циклично, где начало предполагает конец и наоборот,  существует абсолютное «начало» («сакральное время) и есть возможность его восстановления (возвращения к истокам). Начаться – значит быть так, как в «абсолютном начале». «Начало» всегда в прошлом. Мифологизация, по существу, предполагает отрицание принципа необратимости времени.

«Время инициации». Введение человека в основную деятельностную социальную группу «взрослых», то есть способных к самостоятельности и имеющих на нее право, происходит в особое время – время совершения обряда «инициации» Время инициации и связанные с ним обряды характерны для любой мифологии[2]. (Заметим, что с определенными изменениями смыслового содержания обряды и ритуалы инициации успешно применяются и в рамках религиоризации, и в рамках сайентизации, поскольку выполняют и там крайне важную в социальных технологиях функцию адаптации и утверждения индивида в новой социальной группе).

«Время воздаяния» в темпограмме мифологического типа - это время всей жизни человека. На протяжении всей жизни, включая смерть, у человека есть возможность посредством ритуалов «переживать заново время «абсолютного начала»[3]. Знание мифа и ритуала есть, поэтому,  большая ценность, так как именно он задает образец для подражания-проживания.

«Историческое время» или «история». Исторично (то есть необходимо сохранить в памяти для и через периодическое воспроизведение) только время «творения», «создания», время «абсолютного начала». В этом смысле история в мифе всегда «сверхъестественная».  У человека нет собственной истории, поскольку мифологическое понимание «исключает смысловое содержание человеческой жизни и целесообразность бытия»[4].

«Синхронизация времени» в традиционных мифологических обществах осуществляется в соответствии с природными (космическими) циклами. Для этого используется периодическая закономерность «космических» явлений и событий, связанных, как правило, с положением Солнца или Луны.

В темпограмме религиозного типа время необратимо. Христиане, например, «признают, линейное время истории: мир был сотворен единожды, и у него будет один конец. Воплощение произошло в истории единожды, и Страшный суд тоже произойдет один раз»[5].

«Время инициации». Темпограмма религиозного типа предполагает, что сущность человека предшествует существованию.  Для религиозного человека действительное, подлинное существование начинается тогда, когда он включается в исходную, первичную историю и берет на себя ответственность за ее последствия. Инициация связывается с переживанием религиозного опыта. Ритуалы и предметы, включенные в инициационный комплекс, обеспечивают «замкнутость» социальной группы, «выполняя психологическую функцию знаков, “стимулов-средств”, используемых для вхождения индивида в новую социальную роль и овладения ею»[6].

«Время воздаяния». Одна из центральных идей любой религии – идея спасения. Религия дает человеку возможность самоутверждения  в вечности. Религия предоставляет человеку возможность искупления и спасения. Но только после телесной смерти человек может узнать, даровано ему спасение или нет.

«Историческое время». Можно утверждать, что именно религиоризация потребовала введения самого концепта «историческое время». «Миф оказался превзойденным лишь после открытия Истории»[7]. Своеобразие христианства, что отметил еще Ориген,  «заключается прежде всего в том, что воплощение осуществляется во времени историческом, а не во времени космическом»[8]. Введение концепта «Священной истории» есть атрибут темпограммы религиозного типа. Темпограмма религиозного типа предполагает соотнесенность (вписанность) индивида в «священную» (освященную некими «высшими силами», единственно действительную, неизменную) историю.

«Синхронизация времени». Особое значение для синхронизации массовых действий имеют праздники. Основной смысл синхронизации времени религиозного типа – «связать» земную жизнь религиозного человека не с астрономическими (космическими) явлениями, а с событиями «священной истории», то есть ввести религиозную Историю в обиход людей, придавая, тем самым, историчность (смысл) их жизни.

Приведем значение инвариант темпограммы сайентистского типа.

«Направленность времени». Доминантой сайентистской темпограммы является концепт бесконечного и необратимого времени, подкрепленный авторитетом естественных наук, в основном, физики. Однако, наряду с этим, отдельные логико-математические концепты отрицают необходимость принципа необратимости времени, допуская существование иных «возможных» миров. Другим, крайне важным, принципом «сайентизации», является принцип относительности и множественности времени – время всегда зависит от способа его измерения. Отсюда следует, что нет абсолютного «истинного» времени, есть «подходящее» время. Поэтому «фиксация» времени – во многом результат конвенции.

«Время инициации» здесь существенно связано с наличием «необходимого знания». Поэтому в рамках этой технологии предполагается достаточно длительное формальное обучение и соответствующая сертификация «авторитетным сообществом».

«Время воздаяния». В основном «воздаяние» связано с предоставлением наукой возможности в настоящем предсказать ход будущих событий. Это позволяет снизить степень риска и получить, таким образом, определенный выигрыш в будущем.

«Историческое время». Введенное религией историческое время не было и не могло быть отвергнуто наукой, поскольку доказало свою полезность. Более того, наука существенно расширила горизонты истории, устремив вглубь веков свой интерес. Допуская существование множества «историй», наука претендует на собственную исключительность в решении вопроса об «истинности» истории, предлагая собственные методы верификации исторических фактов. «Исторический анамнез», по выражению М.Элиаде, необходим человеку, вброшенному в бесконечное время, чтобы защититься от прессинга современного времени, выйти на новые измерения во временном пространстве.

«Синхронизация времени». Основой для синхронизации времени в сайентистской темпограмме продолжает служить введенный христианской Церковью григорианский календарь, в основном лишенный «необходимой» связи с событиями «Священной истории».  Однако, сохранность каких-то религиозных символов при построении календарей, не мешающих выстраивать новую социальность,  темпограмма сайентистского типа вполне допускает. Например, за воскресеньем в большинстве стран для большинства людей даже сохранен статус «нерабочего» дня. Сохранен, но несколько видоизменен,  и основной смысл религиозной синхронизации времени – «связать» жизнь человека не с астрономическими (космическими) явлениями, а с событиями государственной истории. Это достигается путем установления, например, общегосударственных праздников.

В рамках одной исторической эпохи могут массовидно использоваться темпограммы всех трех типов. Исторические эпохи отличаются друг от друга доминированием темпограмм определенного типа, причем, как правило, в каждой эпохе наряду с основным доминантным типом существует и второй. Такой «парадоминантный» темпоральный характер эпохи обусловлен тем, что вводимая в парадоминанту темпограмма другого  типа может использовать (с определенными изменениями) темпограмму предшествующей эпохи.

 

 

 

 



[1] Фролов И.Т. Введение в философию, - http://philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro/introduction.html

[2] См., например: Инициация //Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001;  Балушок В.Г. Инициации древних славян //Этнографическое обозрение. 1993. № 4; Генон Рене. Заметки об инициации. - Кризис современного мира = Aperçus sur l’initiation (1946) — М.: Эксмо, 2008. — С. 141-442.

[3] Элиаде М. Аспекты мифа - http://www.eliade.ru/struktura-mifov.html/7

[4] Головин Е. Мифомания. –

  http://www.arcto.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1534

[5]Элиаде М. Аспекты мифа -  http://www.eliade.ru/glava-ix-perezhitki-i-skrytye-formy-mifa.html/3

[6] Инициация //Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

[7] Элиаде М. Аспекты мифа - http://www.eliade.ru/glava-ix-perezhitki-i-skrytye-formy-mifa.html/3

[8] Ориген. О началах. Против Цельса. – М.: Библиополис, 2008, с. 452.