Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Главная страница сайта congress2013

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

 

Секция «»

Пифагор и онтологическая (монистическая) традиция

 

Валишин Ф.Т. (Россия)

 

 

 

 

«…поистине разное и может быть разным через абсолютное то же…»

Николай Кузанский

 

Пифагор до сих пор остается фигурой, хоть и признанной в Опыте земной цивилизации, но вытолкнутой господствующим шествием на Земле стратегии дуализма, современным воплощением которой выступает стратегия устойчивого развития.

В 70-ые годы XX века в Казани на базе Философско-Методологического Центра-Динамизм (ФМЦ-Динамизм) была разработана стратегия динамизма, которая представляет собой альтернативу господствующей на Земле стратегии устойчивого развития [1]. Она апробирована в самых строгих критериях Современности [2] и дает ключ к пониманию природы пифагореизма.

ФМЦ-Динамизм появился на свет как постановка и решение Исходной Проблемы Реальности – Проблемы Начала [3]:

Прямая Задача – Проблема Начала – Обратная Задача

Разрешение Проблемы Начала приводит к выявлению структуры Реальности:

Сущность – Реальность – Существование

Единое – Реальность – Единичное (Многообразие)

Вечное – Реальность – Конечное

Движение – Реальность – Природа

Процесс – Реальность – Состояние

Волна – Реальность – Траектория

Творец – Реальность – Сотворенное

Метод – Реальность – Система

Ничто – Реальность – Бытие (Все)

Достаточное – Реальность – Необходимое

И соответственно получаем структуру Онтологии как снятой Реальности [4]:

Философия – Онтология – Методология

Проблема Начала несет с собой Онтологический Императив: каждая Природная Единица считается состоявшейся в качестве Естества (Абсолюта) только в случае разрешения Проблемы Начала. А поскольку одна и те же структура Реальности пронизывает каждую Природную Единицу – фотон, атом, молекула, кристалл, растение, животное, человек, цивилизация, звезда, Вселенная… - , то Онтология неизбежно есть Монизм. Такое совпадение Онтологии и Монизма означает доведение Бритвы Оккама до Онтологического Императива, что и демонстрирует приведенная выше цепочка Онтологических Формул.

Стратегия Динамизма есть стратегия нового продолжения Исходной Мировой Традиции, а именно: Онтологической (Монистической) Традиции. Причем сама эта Традиция только тогда жива и только тогда обнаруживается, когда она заново рождается – и вместе с появлением на свет ФМЦ-Динамизм всплыла вся цепочка с ее историческими Очагами: ФМЦ-Ведантизм (Древняя Индия) – ФМЦ-Даосизм (Древний Китай) – ФМЦ-Пифагореизм (Древний Египет и Древняя Греция) – ФМЦ-Суфизм (Средневековый Ближний и Средний Восток) – ФМЦ-Динамизм (Современная Россия).

Далее, можно выделить главную Онтологическую Формулу стратегии динамизма:

Движение – Динамизм – Природа

И только раскрытие тайны самого Движения, раскрытие его структуры оживляет всю проведенную выше цепочку Онтологических Формул и доводит их, не нарушая Онтологического Императива, до «рабочих формул» в различных сферах (физика, математика, история, литература, политика, экономика…).

Стратегия динамизма позволяет раскрыть и структуру приведенных выше исторических Очагов Исходной Традиции:

Брахман – Ведантизм – Атман

Дао – Даосизм – Дэ

Исходная Алгебра – Пифагореизм – Исходная Геометрия

Фана – Суфизм – Бака

Но их уже невозможно перенести на Современность так, чтобы они заработали – теперь это задача ФМЦ-Динамизм, задача стратегии динамизма.

Тем не менее в ходе запуска стратегии динамизма для решения проблемы оснований математики обнаружились следующие обстоятельства. Пифагор решение Проблемы Начала закладывал в форме Математических Единиц (Числа Пифагора): каждое Число Пифагора есть конкретное воплощение Абсолюта. Источником кризиса оснований математики является потеря Абсолюта в исходных математических единицах. Отчасти Геометрия Лобачевского приблизил разрешение кризиса оснований математики, поскольку Геометрия Лобачевского есть разрешение обратной задачи оснований математики [5]. Теперь дело за решением прямой задачи оснований математики - проблема создания Исходной Алгебры, и она не разрешима без стратегии динамизма [6].

Таким образом, Достаточное и Необходимое в Исходных Математических Единицах и Формулах коррелировано со структурой Онтологических Формул – собственно именно в этом и заключается суть пифагореизма. То есть разрешение Исходной Проблемы математического моделирования достигается превращением Онтологических Формул в Исходную Математическую Формулу, содержащую исходную структуру Математики:

Алгебра – Математика – Геометрия

Структура самой Алгебры соответствует сущностным измерениям Реальности, соответствует структуре Движения, структуре Волны, структуре Процесса:

Умножение => Опыт всех миров => Эталонная Модель;

Деление => Познаваемость => Управляемость;

Вычитание => Действие => Управление;

Сложение => Единство => Устойчивость.

Стратегия устойчивого развития не удовлетворяет Онтологическому Императиву, поскольку представляет собой стратегию псевдореальности, получаемой в результате отрыва Существования от Реальности и превращения его в «самодостаточную» реальность, источником «самодостаточности» которой является паразитизм на Реальности:

Развитие – Псевдореальность – Материя

Такая псевдореальность и представляет базу так называемого цивилизованного мира:

Прогресс – Цивилизованный мир – Глобализм

Спектр приложений Онтологического Опыта ФМЦ-Динамизм многообразен. Особо следует отметить Программу построения Науки, коррелированной с Онтологией. На этом пути, прежде всего, был сформулирован новый вариационный принцип получивший название Локального Вариационного Принципа (ЛВП), где впервые были введены волновые вариации и откуда были получены и волны Луи де Бройля. Сам же Луи де Бройль не смог математически обосновать и все оставалось на уровне гипотезы – ему пришлось испытать обструкцию физического сообщества, какую ему устроили в 1927 году во время V Сольвеевского конгресса [7]. И как известно, квантовая физика пошла по вероятностному пути. Все потому, что эти волны искали, исходя из принципа Гамильтона, а между тем нами теперь установлено, что существующие вариационные принципы и в том числе и принцип Гамильтона основаны только на траекторных вариациях и оттуда в принципе невозможно уловить наличие волн – разрешающие способности здесь ограничены оптико-механической аналогией на уровне геометрической оптики.

Далее здесь разработан новый математический аппарат, названный метдом V-функции (методом волновой функции). На его базе были проведены исследования по проблематике оптико-механической аналогии и получены результаты Гамильтона, Луи де Бройля, Шредингера и Четаева, и осуществлено новое продолжение оптико-механической аналогии, выводящее к новым принципам полета в космическом пространстве.

Применение же метода V-функции к задачам квантовой физики открывает новые горизонты в исследовании оснований физики и выводит их на преодоление корпускулярно-волнового дуализма на путях решения траекторно-волновых задач динамики [8].

В заключение следует выделить во весь рост то обстоятельство, что упование на Религию в деле подъема земной цивилизации давно уже не соответствует Космической Повестке Дня – Стратегическую Высоту теперь представляет и не Религия, и не Позитивизм, а Онтология – не Дуализм, а Монизм в лице ФМЦ-Динамизм.

Вместе с появлением на Земле каждой Новой Онтологии возникает Новая Эра. При этом Философия выступает в качестве Космического Зерна, а Методология – как способ обработки под это Зерно Земной Почвы, структура которой составляют наличное состояние науки, техники, искусства, литературы, политики, экономики, культуры…

Но если люди не справляются с задачами Исторической Эры, то Философия распадается на осколки, которых представляют мировые течения, направления…, а Методология впадает в кризис, что и является источником системного кризиса земной цивилизации. Если иметь в виду Древнюю Грецию, то гибель древнегреческой цивилизации была заложена убийством Учителя-Онтолога Пифагора и уничтожением его Школы, - а по миру пошли философия Платона и философия Аристотеля, работающие на стратегию дуализма.

Литература

1.Комаров В.Н., Валишин Ф.Т. Главная дилемма Современности: стратегия устойчивого развития или стратегия динамизма? // Суверенитет Татарстана: позиция ученых. Казань, 2000.

2.Валишин Ф.Т. Философско-Методологический Центр-Динамизм // Научный Татарстан, 2010, №4.

3.Валишин Ф.Т. Эра Динамизма: роль Философии // Перспективы философии в XXI веке. Изд-во Казанского государственного университета. 2008.

4.Валишин Ф.Т. Онтология и Философия // «Философия в современном мире». Материалы VI Российского философского конгресса. Н.-Новгород, 2012, т.II.

5.Лобачевский Н.И. Полн. собр. соч., т.2, М., 1949.

6.Валишин Ф.Т., Валишин Н.Т. Онтология и Исходная Проблема математического моделирования. // Моделирование, управление, устойчивость MCS-2012. Симферополь, 2012.

7. Бройль Луи де Соотношение неопределенностей Гейзенберга и вероятностная интерпретация волновой механики. М., 1986.

8.Валишин Н.Т. Метод V-функции и задачи траекторно-волновой динамики // Труды X Четаевской конференции. Казань, 2012, т.I.