|
Секция 51: Философия и глобализация Глобальные вызовы национальному государству и
национально-государственной власти в условиях современного миропорядка Рида Зекрист Костанай Костанайский филиал Челябинского
государственного университета |
|
|
Абстракт: Современная ситуация на нашей планете действительно
характеризуется процессами модернизации и глобализации. Эти процессы не могут
не влиять на государственные образования, которые преимущественно являются
национальными государствами, а значит – и на национально-государственную
власть. Этому и посвящается настоящий доклад. Ключевые
слова: модернизация, глобализация, национально-государственная власть,
культура, глобализм, элита, всемирно-исторический процесс, гуманизм. |
|
|
Для двадцатого, а вслед
за ним и наступившего двадцать первого, века характерен небывалый дотоле
динамизм всех сфер жизнедеятельности, особенно политики и экономики. Эти трансформации стали предметом анализа
философов. Появились самые разные теории, наиболее нашумевшими среди которых
были концепция шока от столкновения с будущим Э. Тоффлера, теория
столкновения цивилизаций С. Хантингтона и теория конца истории Ф. Фукуямы. Мы
обратимся к концепциям, которые выдвинуты не отдельными, а многими авторами.
Это – концепции модернизации и глобализации, ибо они подвергают
концептуальному осмыслению реальные мировые тенденции. Внимание к феномену
модернизации возникло где-то со второй половины, а к феномену глобализации –
примерно с 90-х годов прошлого столетия. Мы сначала проанализируем эти
феномены, а затем выясним их влияние на национальную государственность и
национально-государственную власть. Многие авторы пишут о том, что
современной глобализации предшествовал процесс модернизации. По своемý смыслу модернизация означает
«осовременивание». Данное понятие можно трактовать как широко, так и более
узко. В философии применяется не широкое, а узкое понимание модернизации. Оно
в этом случае означает целый спектр изменений экономического, политического,
культурного и т.п. характера, претерпеваемых так называемыми традиционными обществами
в ходе приведения их в соответствие со стандартами, институтами, нормами и
ценностями обществ «современных», то есть индустриальных и постиндустриальных,
т.е. в соответствие с передовыми
капиталистическими странами. Это радикальная трансформация традиционалистских
обществ и культур. Ф. Тённис назвал бы так понимаемый процесс модернизации
переходом от общности к обществу, Э. Дюркгейм – переходом от обществ,
основанных на органической солидарности к обществам, основанным на
механической солидарности, а К. Маркс – переходом от общества, базирующегося
на системе отношений личной зависимости, к обществу, базирующемуся на системе
отношений вещной зависимости. Существует
практика навязывания модернизации традиционалистским обществам. Но существует
и такая модернизация, мотивация которой исходит от самогó государства.
Оно желает модернизироваться и начинает перенимать экономические,
политические и культурные образцы у той державы, которая на сегодня считается
в мире наиболее развитой. Государство само своими средствами стремится
модернизировать себя. Это и есть в строгом смысле догоняющая модернизация. В
качестве образца вставшие на путь модернизации государства с середины ХХ в.
брали либо СССР («социализм»), либо США («капитализм»). Модель догоняющей
модернизации наталкивается на свои внутренние границы. Для обществ традиционного типа модернизация
всегда остаётся догоняющей. Нетрудно
заметить, что модернизация в теориях модернизации первоначально предстаёт как
вестернизация. С. Хантингтон пишет:
«Экспансия Запада повлекла за собой модернизацию и вестернизацию не-западных
обществ. Реакцию политических и интеллектуальных лидеров этих обществ на
влияние Запада можно отнести к одному из трёх вариантов: отторжение как
модернизации, так и вестернизации; принятие и того, и другого; принятие
первого и отторжение второго». Но с середины ХХ столетия модернизация уже не
сводится к просто вестернизации. Модернизация предстаёт теперь в двух формах:
европеизации и американизации. Возникает вопрос: насколько фатально
осуществление именно такого варианта модернизации, и каково её влияние на
национальные государства и национальные культуры, которые, так или иначе,
приемлют модернизацию? И возможна ли иная форма модернизации? Многие
традиционные общества сопротивляются не столько модернизации, сколько их
вестернизированным и американизированным формам. В качестве примеров Дж.
Джермани приводит тот «факт, что модернизация включает в себя многообразие
моделей, подверженных переменам. Очевидно и то, – добавляет он, – что к
модернизации ведут многие пути. К нему присоединяется П. Л. Бергер,
заявляющий, что «к модернизации может вести не одна дорога, а несколько». Повторим
ещё раз: модернизация – это процесс, состоящий в том, чтобы поставить
традиционные страны на путь индустриализации, научно-технического прогресса.
С. Хантингтон изображает все так, будто модернизация сводится лишь к
заимствованию традиционными незападными обществами таких достижений, как
автоматизация, компьютеризация, и т.п. Такие достижения особого вреда
традиционалистским обществам, в том числе и исламским, много вреда принести
не могут. А вот перенос в эти общества не только демократических институтов,
но даже таких «мелочей», как мода одежды, вред нанести могут, ибо
противоречат элементарным нормам шариата. Вот тут и будет иметь место
конфликт ценностей. Возникает
непосредственная угроза самомý существованию незападных обществ, их
политическим режимам и системам власти. Особенно это относится к тем
обществам, которые ориентированы на ислам, а он, в свою очередь, – на
стабилизацию традиционных социальных структур и ценностей. Ведь в исламских
государствах, в отличие от государств христианских не проводится различия
между религиозной и светской жизнью. Исламский теолог Сейд М. Н. аль-Аттас,
например, отмечает: «Ислам не приемлет дихотомии духовного и мирского…». Как
отмечает Н. Н. Моисеев, «одной из причин нестабильности в мусульманском мире
является принципиальное неприятие либерализма (и демократии западного
образца)». «Вот почему, как ответ на развитие модернизационных процессов в
большинстве мусульманских стран расцветает исламский фундаментализм и
неизбежно ему сопутствующий терроризм». Близкими к взглядам Н. Н.
Моисеева являются взгляды американского учёного иранского происхождения С.-Х.
Насра, который проанализировал, чем является модернизация для исламского
мира. Встаёт вполне
обоснованный вопрос: влияют ли и если да, то, как современные процессы
модернизации на феномен национальной государственности и на
национально-государственную власть? То, что они влияние оказывают, сомнения
не вызывает. В той же Японии в своё время было реализовано то, что К. Маркс в
своё время рекомендовал для России в письмах к В. И. Засулич. Любая община
представляет собой систему отношений личной зависимости. Япония, Южная Корея
и т.д. также имели до своей модернизации основанием отношения личной
зависимости. И они сумели встроить достижения капитализма в эту систему, не
упраздняя этих отношений. Процессы модернизации здесь даже послужили
упрочению политической власти. Совсем иное дело – государства исламского
региона – технические достижения Запада могут быть приняты в этих странах
безболезненно, но многие политические и жизненные стандарты и ценности,
особенно секуляризация жизнедеятельности, для них неприемлемы. В этой связи и
государственная власть в этих странах не может модернизироваться
(демократизироваться и т.д.) без собственного упразднения. Что касается постсоветских государств,
образовавшихся из бывших союзных республик, то можно утверждать, что, в общем,
модернизация в них произошла ещё в их бытность союзными республиками. Связана ли модернизация
с глобализацией? Многие исследователи отвечают на данный вопрос положительно.
Модернизация, конечно, продолжается, но
она теперь становится механизмом осуществления глобализации. Вместе с тем,
как отмечает В. Г. Федотова, глобализация «перевела модернизацию на локальный уровень и лишила её единого
образца». Некоторые же авторы считают, что на деле сегодня мы
имеем дело всё с той же модернизацией. В. Л. Иноземцев, к примеру, пишет:
«То, что сегодня называют глобализацией, более точно может быть определено
как вестернизация». Но это,
разумеется, не так. На планете осуществляется стратегия и тактика глобализма,
направляемая из единого центра, который умело использует механизмы
модернизации. Доктрина глобализма опирается на две другие доктрины – неолиберализм и мондиализм. Собственно говоря, всё это – три ипостаси единого
феномена. Однако природа так
распорядилась, что основные ресурсы мира сосредоточены в тех регионах
планеты, на территории которых дислоцированы государства, зачисленные
глобалистами в разряд периферии. На многих из них сосредоточены более или
менее сильные национальные государства. Следовательно, главной помехой на
пути осуществления политики глобализма являются сильные национальные
государства. Р. Бербах и У. И. Робинсон пишут, что определяющей характеристикой
процесса глобализации является «вытеснение национального государства как
организационного принципа капитализма и одновременно учреждение
межгосударственной системы как основы капиталистического развития». Притязаниям
глобалистов вызвало к жизни движение антиглобализма,
который принимает самые разнообразные формы и имеет разные уровни
оформленности – от простого умонастроения и стихийного экзальтированного
бунтарства до рафинированных концептуальных позиций и доктрин. Однако, как
отмечает А. А. Хамидов, «Несостоятельность антиглобализма состоит, прежде
всего, в том, что он представляет собой лишь негативную реакцию на глобализм. Он не выходит за границы контрадикторного отношения к последнему, а
потому и находится к нему в состоянии негативной зависимости». Приверженцы
антиглобализма негласно приемлют тот же
самый способ бытия Человека в Мире и тип мироотношения, что и глобалисты.
Фактически они требуют лишь равноправного
участия всех народов Земли в изымании
и расходовании ресурсов последней. Встаёт резонный вопрос:
как влияет феномен глобализма на национальное государство? Казахстанские учёные и философы также не
обходят стороной проблему влияния глобализации на национальную
государственность. А. Н. Нысанбаев пишет: «Особенно важным становится такое
исследование процессов глобализации для молодых независимых государств
Центральной Азии, в число которых входит и наш Казахстан. В этом контексте
возникает острейшая проблема: каким образом, не уклоняясь от объективного
процесса глобализации, сохранить свой национальный суверенитет, те великие
ценности традиционной культуры Казахстана и Средней Азии, в которых
выражается многовековый опыт народного творчества и мудрости»? Сегодня
на планете совсем не та ситуация, которая имела место сразу после крушения
двуполярного мира. Постепенно на мировую арену выходят новые «игроки» и
усиливаются тенденции образования многополярного мира. Мы подчёркиваем:
ставить вопрос о судьбах национального государства в современных условиях, в
условиях современного мирового порядка, не
проводя различия между глобализацией и глобализмом, методологически
неверно. Процесс глобализации, в отличие от стратегии и тактики глобализма,
специально никем не регулируется; это есть, если использовать терминологию К.
Маркса, естественно-исторический процесс. В этой связи прямого покушения на
статус и стабильность национальной государственности, с чьей бы то ни было
стороны, не существует и не может существовать, так как все они расцениваются
как равнодостойные. Объединения и распады государственных образований
происходит ненасильственно (разумеется, в принципе, ибо локальные конфликты и
даже военные действия ещё долгое время будут сохраняться) и в интересах
народов, их составляющих. В отдалённой перспективе – при условии, что феномен
глобализма, как таковой, будет элиминирован – национальное государство,
возможно, и исчерпает себя. При нынешнем доминировании глобализма
национальные государства не должны сдавать свои позиции и обязаны всячески
противостоять усилиям глобализма. В
этой ситуации очень важна согласованность в функционировании всех трёх
уровней власти – макро-, мезо- и микровласти. И особое внимание должно быть
направлено на уровень мезовласти, ибо именно он максимально коррумпирован.
Именно на него рассчитаны действия глобалистов по ослаблению или (и)
разложению национальной государственности. Транснациональные корпорации и
финансовые структуры стремятся поставить в зависимость от себя национальные
политические и экономические (в первую очередь) элиты и сделать их своими
марионетками. На уровне же макровласти её исполнители должны максимально
способствовать переходу государства от правового – к социальному. Такое
национальное государство может эффективно противостоять усилиям глобализма.
Особенно это важно для полиэтничных и многоконфессиональных государственных
образований, какими, к примеру, являются Российская Федерация и Республика
Казахстан. При выполнении этих условий сильные национальные государства
смогут противостоять глобализму и участвовать в процессах истинной глобализации. Какова
роль принципа гуманизма и
гуманистического мировоззрения в трансформации власти и технологий её
влияния на жизнедеятельность личности?
Далеко не всякий вариант гуманизма пригоден для этого. На эту роль не
может претендовать религиозный гуманизм, а также гуманизм, базирующийся на
принципе антропоцентризма. Той технологией, которая может способствовать
положительной трансформации власти и применяемых ею технологий влияния на
жизнедеятельность стороны подвластности и отдельной личности, может быть гуманизация
всей человеческой действительности. Необходимо говорить о поэтапной выработке
гуманистического мировоззрения у личности, включая и представителей властной
элиты. Это, однако, может способствовать успеху применительно к
национально-государственной властной элите, но отнюдь не к тем, кто от имени
«золотого миллиарда» осуществляет стратегию и тактику глобализма. Но и тут не всё безнадёжно: положение может
спасти многополярное устройство мира. Литература 1. Хантингтон, С.
Столкновение
цивилизаций (Изд-во АСТ, Москва, 2000), с. 102. 2. Джермани, Дж. Основные характеристики процесса
модернизации (Аспект Пресс, Москва, 2001), с. 464. 3. Бергер, П. Л. Введение. Культурная динамика глобализации // Многоликая
глобализация. Культурное разнообразие в современном мире (Аспект Пресс, Москва,
2004), с. 20. 4. Аль-Аттас, М. Н.
Сейд. Введение в метафизику Ислама – изложение основополагающих элементов
мусульманского мировоззрения (Куала Лумпур: Ин-т исламской цивилизации, Москва,
2001), с. 1. 5. Моисеев, Н. Н. Современный
антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ. Вопросы
философии, номер 1 (1995): 19. 6. Моисеев, Н. Н.
Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический
анализ. Вопросы философии, номер 1 (1995): 20. 7. Федотова, В. Г.
Неклассические модернизации и альтернативы модернизационной теории. Вопросы
философии, номер 2 (2002): 7. 8. Иноземцев, В. Л.
Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация (Аспект Пресс, Москва, 2008), с. 60. 9. Burbach, R., Robinson. W. I. The fin de sciecle debate:
globalisation as epochal shift Science and society, N 1 (1999): 30. 10. Нысанбаев, А. Н. Сущность глобализации и её влияние
на Республику Казахстан. Казахстан в условиях глобализации: философско-политологический
анализ (К-ИЦ ИФП МОН РК, Алматы, 2006), с. 85. |
|